Разрывание
лошадьми и четвертование
Древние
способы казни, когда конечности в буквальном смысле отрывали от тела
одной только силой или палач отрубал их по частям, существовали в условиях
европейской циви- лизации на протяжении длительного времени.
Четвертование, похоже, стало развитием потрошения, по- скольку в течение
долгого времени сохранялась практика
вспарывать брюшную полость и удалять внутренности до то- го, как расчленить
тело на части. Аналогичный метод казни предписывался для наказания предателей,
которым вместо внутренностей или вместе с ними до четвертования вырывали
сердце.
Согласно Лакруа и другим авторам, этот способ казни, представляющий
собой одну из форм пыток самого отталкива- ющего свойства, сам по себе
обычно оказывался недостаточным для удовлетворения жажды справедливости.
Перед каз- нью таким методом было принято подвергать обреченного преступника
пыткам иного характера. Так, ему могли отрубить кисть или руку,
рассечь бедра или грудь и залить в раны рас- плавленный свинец или кипящую
смолу. Покончив с подобной прелюдией, саму казнь, пишет тот же автор,
осуществляли следующим образом. К каждой конечно- сти привязывали крепкую
верёвку, причем руку обматывали ею от кисти до локтя, а ногу — от щиколотки
да колена. Сво- бодный конец каждой веревки надежно прикрепляли к проч-
ному деревянному или металлическому брусу и впрягали в не- го лошадь.
Лошадей понукали к коротким резким рывкам, что причиняло вопиющей о
пощаде жертве убийственную боль. Когда палачи приходили к мнению, что
такой пытки с нее до- статочно, они одновременно принимались нахлестывать
всех четырех лошадей, которые тянули в разные стороны и выры- вали
конечности из суставов. Иногда это им не удавалось, те- ло жертвы оставалось
в целости, и палачи в таких случаях, словно разделывающие тушу мясники,
рубили топорами суставы до тех пор, пока конечности не отделялись от
все еще живого тела.
Нередко вся эта процедура тянулась часами. Самым поразительным и ужасающим
случаем из всех известных и, к слову сказать, последним из имевших место
во Франции стала казнь за попытку покушения на жизнь
Людовика XV Роберта Франсуа Дамиена в 1757 году. Суд признал.
Дамиена виновным в lese-majeste и отцеубийстве, в связи с чем постановил
«доставить его на Гревскую площадь (Greve), где на специально для этого
возведенном эшафоте жечь ему щипцами грудь, руки, бедра и икры, правую
руку, державшую нож, которым он совершил упомянутое отцеубий- ство,
жечь серой. В раны лить кипящее масло, расплавленный свинец, смолу и
воск, смешанный с серой. После чего его тело разорвать четверкой лошадей,
тело сжечь и прах развеять по ветру.
Суд постановляет конфисковать все его имущество в пользу короля. До
упомянутой казни Дамиена подвергнуть guaestion ordinare et extraordinare
с тем, чтобы он назвал име- на своих сообщников». В течение целых двух
часов
Дамиена пытали сапогом, но, даже испытывая ужасающую боль, исторгавшую
из него отчаянные вопли и
вновь и вновь приводящую его на грань потери сознания, говорить он отказывался.
В конце концов, когда ему переломали
и раздробили все конечности, хирург констатировал, что дальнейших пыток
он не выдержит.
На эшафоте же, прежде чем наступил конец, Дамиену пришлось терпеть еще
более мучительные пытки.
Палач рассказывал, что когда он стал жечь ему руку, «Дамиен при прикосновении
языков голу- бого пламени к его коже издал испуганный вскрик и попытал-
ся порвать связывавшие его веревки. Однако после того, как прошел первый
острый приступ боли, он вскинул голову и стал разглядывать свою горящую
руку, ничем, кроме зубовного скрежета, не проявляя своих чувств». Так
он подвергался од- ной страшной пытке за другой — щипцами ему терзали
грудь и конечности,
на оставленные ими раны лили кипящее масло, расплавленный свинец и т.
д. — до тех пор, пока палачи не по- гнали четверку лошадей в разные
стороны в попытке оторвать его конечности от тела.
Однако связки у Дамиена оказались настолько прочными, что эта процедура
растянулась на не- сколько Часов, и в конце концов отчаявшемуся палачу
при- шлось четвертовать еще живое тело при помощи ножа. Каза- нова рассказывает,
что он и его спутники «нашли в себе муже- ство наблюдать ужасающее.
зрелище в течение четырех ча- сов»,
отмечая при этом, что сам он «был вынужден несколько раз отворачиваться
и затыкать уши, чтобы не слышать его пронзительных воплей, когда его
тело разорвали пополам, но Ламбертини и толстуха тетка даже не вздрогнули».
Данный способ в Англии был, похоже, неизвестен. Там, од- нако, одно
время бытовала форма казни виновных в измене, хотя и не сравнимая в
открытой варварской жестокости с раз- рыванием на части и четвертованием,
но предусматривавшая такой вид пыток, что одна лишь мысль о ней заставляет
со- дрогнуться от отвращения. Процедура ее описана Стоу:
«Из- менника вывести из тюрьмы, уложить на тележку или повоз- ку и доставить
к виселице, или к месту казни,
где повесить его за шею и вынуть из петли полуживым. Палачу выпустить
ему внутренности и их сжечь. Затем отрубить ему руку и тело чет- вертовать.
После этого голову и части тела выставить в ка- ком-либо людном месте
по особому указание, таковыми обычно являются Сити-Гейтс, Лондон-Бридж
или Вестмин- стер-Холл.
С тем, чтобы его преступление стало особенно ужасающим для зрителей,
палачу, вырвав у него сердце, пока- зать его людям и объявить — вот
сердце изменника». Согласно Холиншеду, после повешения преступника полу-
мертвым «снимали с виселицы и четвертовали заживо» до то- го, как выпустить-ему
внутренности.
По свидетельству Страт- та, «Изменников доставляли на повозке к виселице,
вешали на некоторое время, затем снимали
и четвертовали. Части тела вы- ставляли в самых видных местах городов
и населенных пунктов. Однако если преступник
принадлежал к аристократии, его вме- сто повешения обезглавливали. Некоторых
к месту казни воло- чили привязанными за ступни к хвосту лошади».
Представляется весьма вероятным, что в разные времена и при других обстоятельствах
процедура несколько отличалась от описанной. Как бы то ни было, по официальным
данным, 19 октября 1685 года Джону Фернли, Уильяму Рингу и Генри Корнишу
по обвинению в государственной измене был выне- сен следующий приговор:
«Вы, каждый из вас, должны быть отправлены в места,
откуда прибыли, и из тех мест вас надле- жит доставить к месту казни,
где вас каждого по отдельности подвергнут
повешению за шею до приближения смерти, после чего вас снимут с виселицы,
выпустят внутренности и сожгут у вас на глазах, отрубят каждому по отдельности
головы и
тела расчленят на четыре части, с которыми затем поступят, как повелит
король, да простит Господь ваши души».
Данный способ казни, очевидно, не применялся к женщинам, поскольку в
ходе того же судебного процесса Элизабет Гонт была признана
виновной и таком же преступлении, но приговорена к «сожжению насмерть».
|