Место пыток
в обрядах посвящения
Существует множество форм
обрядов посвящения, и свя- занные с ними страдания и мучения могут быть
либо сравни- тельно умеренными и не подвергающими риску жизнь
Посвя- щаемого, или достигать такой степени жестокости, что значи- тельная
часть испытуемых их просто не переживает.
Приме- ром первых может служить обряд бичевания, практиковав- шийся индийскими
племенами Гайаны. Согласно Бретту: «Юноши и мальчики в фантастической
раскраске выстраива- лись в два ряда лицом к лицу, держа в руках макуарри,
от че- го и ведет свое название их танец. Макуарри представляет со- бой
кнут более трех футов длиной, способный нанести тяже- лые раны, о чем
наглядно свидетельствуют их кровоточащие ноги.
Они, приплясывая, размахивают этими кнутами и по- очередно издают звуки,
напоминающие часто слышные в джунглях крики некой птицы. Неподалеку от
танцующих разбившиеся на пары мужчины стегают друг друга кнутами по ногам.
Тот, кому подошла очередь получить свою порцию, сто- ит на одной ноге,
вытянув вперед другую. Его напарник, при- гнувшись, тщательно прицеливается
и в прыжке, прибавляю- щем удару силу, наносит оппоненту жестокую рану»
Куда более серьезный характер носят обряды посвящения, связанные с нанесением
увечий гениталиям, которые практи- куют австралийские аборигены применительно
к достигшим половой зрелости соплеменникам обоего пола.
И хотя обреза- ние, будь то в младенчестве или по достижении половой зре-
лости, едва ли можно считать пыткой, подобный обряд, ши- роко практикуемый
среди аборигенов Австралии, Полине- зии, Борнео и в других местах, конечно
же, причиняет такие страдания и боль, зачастую на протяжении длительного
вре- мени, что иначе его никак и не назовешь. В других частях све- та
нанесение увечий половым органам применяется в качест- ве наказания, и
даже среди племен, практикующих его в ка- честве религиозных обрядов,
то же самое хирургическое вме- шательство иногда упоминается среди карательных
мер. Со- гласно Чекановски (Czekanowski), у народа азанде (сайде, базенда,
ньямньям — народ на Севере Заира и в соседних районах ЦАР и Судана) за
супружескую неверность преду- сматривается ампутация внешних половых органов
и обеих рук. Практикуемая аборигенами Австралии операция «мика» состоит
в надрезании мужского полового органа таким обра- зом, чтобы вскрыть мочеиспускательный
канал от мошонки до головки. Она производится по достижении половой зрелости,
никакого обезболивания; конечно, не применяется.
Пока его помощники силой удерживают пациента, «хирург» ножом или заточенным
кремнем вскрывает мочеиспускательный канал и расширяет надрез, разрывая
мышечную ткань пальцами. Операция причиняет пациенту невыносимые мучения
и боль, никаких антисептических мер при этом не принимается, и она поэтому
не лишена опасности для самой жизни посвящаемого. Нанесение увечий половым
органам девушек у многих пле- мен и народов отличается особой жестокостью
и варварством. Самая распространенная его форма известна как инфибуляция.
Она практикуется аборигенами Восточной Африки и Абисси- нии. По достижении
половой зрелости клитор и малые половые губы, а иногда и большие половые
губы тоже удаляются с помо- щью тупого ножа. Обычно такую операцию поручают
старухам. Из всех когда-либо практиковавшихся дикарями обрядов посвящения,
однако, самыми, пожалуй, ужасными следует считать те, что бытовали среди
североамериканских индейцев и включали в себя адские муки и дьявольские
пытки. Различ- ные племена применяли различные методы, но наиболее без-
жалостный, жестокий и кровавый обряд существует среди племени мандан.
До его начала юноша изнурял себя постом. Сам-обряд Кэтлин (Catlin) описывает
следующим образом: «Посвящаемый становится на четвереньки. Один из муж-
чин оттягивает большим и указательным пальцами правой ру- ки около дюйма
или более плоти на его плечах или груди и за- жатым в правой руке ножом,
на обоюдоострое лезвие которо- го нанесены другим ножом зазубрины и насечки
для усиления причиняемой боли, протыкает оттянутую кожу, а его помощ-
ник вставляете рану колышек или шпильку, запас которых держит наготове
в левой руке. Затем несколько мужчин пле- мени, заблаговременно забравшиеся
на крышу помещения, где происходит обряд, через отверстия в потолке спускают
две тонкие веревки, которые привязываются к этим шпилькам, и начинают
подтягивать посвящаемого вверх. Это продолжа- ется до тех пор, пока его
тело не приподнимется над землей, после чего ножом прокалываются плоть
или кожа на каждой руке ниже плеч, локтей и на ногах ниже колен и в образовав-
шиеся раны также вставляются шпильки, а к ним привязыва- ются веревки.
За них посвящаемые подтягиваются еще выше, после чего наблюдатели развешивают
на торчащих из струя- щихся кровью конечностей шпильках принадлежащие
каждо- му из проходящих обряд щит, лук, колчан и т.д.». И словно это само
по себе не было уже достаточной мукой, жертву постепенно подтягивали вверх,
пока она не повисала в воздухе так, чтобы весь вес не только ее собственный,
но и развешенного на конечностях вооружения приходился на те части тела,
к которым были прикреплены веревки. К плоти и коже в тех местах, которые
пронзали шпильки, прилагалось такое усилие, что они оттягивались на высоту
от шести до восьми дюймов. И вот так, превозмогая кошмарную боль, о которой
без содрогания нельзя даже помыслить, покрытые запекшейся кровью посвящаемые
висели в воздухе, кусая язык и губы, чтобы не издать ни малейшего стона
и с триум- фом пройти это наивысшее испытание на твердость характера и
мужество. Их вид, пишет Кэтлин, вызывал «отвращение и ужас». Когда руководящие
обрядом считали себя удовлетво- ренными, они приказывали опустить тела
посвящаемых на землю, где те и лежали без видимых признаков жизни, прихо-
дя в себя каждый в свое время. Легко представить себе, что одних этих
печений вполне хватило бы, чтобы удовлетворить даже самого фанаичного
приверженца строжайшего воспитания. Но нет, муки посвя- щаемых на этом
не кончались. Им предстояло еще одно испы- тание. Оно было известно как
«последний бег», иди на языке племени— «Эх-ке-нах-ка-нах-пик». К каждому
из юношей приставляли двух старших по возрасту и сильных мужчин. Эти конвоиры,
как их вполне можно называть, занимали мес- та по обе стороны от посвящаемого
и брались за свободные концы широких кожаных ремней, привязанных к его
запясть- ям. К шпилькам, пронизывающим его плоть в различных ме- стах
тела, подвешивали тяжелые грузы. По команде сопро- вождающие начинали
бегать широкими кругами, увлекая за собой своего подопечного.
Круг за кругом пробегали посвяща- емые, которых неумолимо тянули за ремни
сопровождающие, их тела в местах, где были подвешены грузы, вспухали огром-
ными безобразными кровоточащими буграми.
Процедура продолжалась до тех пор, пока жертва не теряла сознание от потери
крови и изнеможения. Изощренная форма пыток, согласно Тринвуду, бытовала
в качестве обряда посвящения среди амазонских индейцев в племени мандруку.
На первый взгляд, применяемые для нее инструменты выглядели вполне безобидно.
Они представляли собой подобие двух глухих с одного конца цилиндров длиной
около фута, изготовленных из коры пальмового дерева. Более всего они напоминали
пару огромных и грубо сработанных ру- кавиц и использовались именно в
таком качестве.
Посвящае- мый засовывал руки в эти футляры и в сопровождении зевак, которыми
обычно становился весь наличный состав племени, начинал долгий обход поселения
или лагеря, останавливаясь перед входом в каждый вигвам и исполняя нечто
вроде танца. «Рукавицы» эти, однако, на самом деле не были столь безо-
бидны, как выглядели, и исполняемый их обладателем танец был куда более
живым и реалистичным, нежели просто за- ученные телодвижения.
Ибо внутри каждой рукавицы нахо- дилась целая коллекция муравьев и других
насекомых, отоб- ранных по признаку наибольшей ядовитости и кусачести.
И, отмечает Гринвуд, «из-за жара, полыхающего внутри лубяных рукавиц,
и палящего с небес солнца искалеченные руки выгля- дели так, словно буквально
побывали в огнедышащей топке». И «пытка ядовитыми рукавицами» — это действительно
не- что страшное.
|