Во Франции и Германии это был излюбленный метод наказания за государственные преступления. Он был очень популярен, поскольку вызывал долгие страдания жертвы. По своему смыслу он было аналогичен распятию древности, но кроме того и исключало всякую возможность спасти подвергнутого этой казни, поскольку выжить ему уже не удалось бы. Узника приводили на место казни и раздевали догола, изредка оставляя на нем пару кальсон.
Обреченного укладывали на колесо, привязывали к нему за запястья и лодыжки, дополнительными веревками фиксировали колени и локти. Затем палач вооружался железным ломом.
Его ударами он перебивал руки и ноги осужденного. Каждую конечность ломали в нескольких местах, потом дробили кости таза. Опытный палач крошил кости не повреждая кожи. Окончив свое дело, палач устанавливал колесо с еще живым человеком на столб, чтобы зеваки могли видеть долгую мучительную смерть приговоренного. Нередко он страдал еще несколько дней. Надо отметить, что этой казни практически никогда не подвергали женщин, это не было связано с гуманностью палачей, дело было в другом: из перебитых концов кости происходило кровотечение, когда казнили мужчин, размозженные мышцы затыкали кровоточащие участки и препятствовали быстрой потери сознания. Женщины с их более тонкими мышцами потеряли бы сознание задолго до окончания казни, а тогда какой бы был в ней смысл? Быстро отпускать жертву никто не собирался и обычно за государственные преступления женщину ждал костер.
Обычно тяжесть травм была недостаточной, чтобы вызвать быструю смерть, так что впоследствии эту казнь сделали более милосердной: палач завершал ее несколькими ударами в грудную клетку.
Была популярной эта казнь и в России. Появилась она скорее во времена царя Алексея Романова, когда в нашу страну хлынули множество иностранных новинок. Ей подверглись ряд участников восстания Стеньки Разина. Популярна она была и при Петре I, который обрекал ей изменников. Даже утонченная Екатерина II, переписывавшаяся с Вольтером и говорящая о человеколюбии, не отменила этой варварской расправы и приговорила к ней многих мятежников Пугачева. Неизвестно, когда она прекратила применяться, но в Уголовном Уложении она существует вплоть до времен Николая I.
По описанию русского ученого XIX века профессора А. Ф. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: “К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способам переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и перёламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать”.
Во время стрелецкого бунта казнили попов, принимавших в нем участие - "…двум из них палач перебил ломом руки и ноги и положил на колеса, третьему отрубили голову. Еще живые, попы зловещим шепотом негодовали, что их подельник отделался так легко".
Почти все древние цивилизации (впрочем, средние века тоже в этом смысле “не подкачали”) стремились не облегчить казнь, а ужесточить страдания осужденного. Изобретателями распятия, вероятно, являются финикийцы, От них изобретение переняли карфагеняне, а у тех, в свою очередь, римляне. Смерть на кресте считалась у римлян и израильтян позорнейшей казнью, к которой приговаривали лишь закоренелых злодеев и изменников. Как говорит апостол Павел: “Ибо написано: проклят всяк, висящий на древе”. Знаменитый оратор Цицерон считал, что даже просто упоминание о распятии оскверняет уста римского гражданина.
Распятие было одним из немногих факторов, объединявших раньше Запад и Восток, поскольку активно употреблялось и там и там. Например, после подавления восстания Спартака римляне распяли по обочинам дорог 6 тысяч восставших рабов. Александр Македонский, разгневанный упорством защитников финикийского города Тира, после его взятия повелел пригвоздить к крестам вдоль берега моря 2 тысячи человек. Правитель Иудеи Александр Яннай в 88 году до н. э. распял 800 участников восстания на религиозной почве (фарисеев). В Японии в средние века с участниками крестьянских восстаний поступали так же, распространенной казнью было именно распятие; причем, перед тем как распять руководителя восстания, у него на глазах умерщвляли всех членов его семьи. Практиковалось распятие также в Индии и Китае. О применении распятия в XX веке существуют лишь отдельные сообщения. В 1918 году от Рождества Христова, после оставления Киева частями Красной Армии, был найден крест, на котором большевики распяли поручика Сорокина, считая его добровольческим шпионом.
Любопытно, что распятие как вид казни до сих пор сохраняется в законодательстве Судана. На распятие в этой стране могут осудить за преступления/шс (специфический термин из мусульманского права, означающий преступления, нарушающие священную волю). Но осуществляется распятие после предварительного повешения осужденного, то есть распинают мертвое тело. Согласно евангельскому преданию, был распят Иисус Христос. Среди известных исторических личностей, принявших смерть на кресте, основатель манихейства Манес, казненный по велению персидского царя Барама 1 в 276 году.
Это была наиболее мучительная казнь из всех, когда-либо существовавших в Англии и применялась она исключительно к мужчинам, обвиненным в заговоре против правительства.
Так называли эту казнь, поскольку осужденного волокли к месту казни на салазках (больше похожих на кусок ограды, где несколько планок прибиты к двум горизонтальным брускам). Его раздевали догола, привязывали к этим салазкам, которые волокла лошадь. Иногда на салазках экономили и волокли его привязав к лошади по земле, раздирая тело.
Это бывало обычно, когда путь до виселицы был коротким, так что можно было надеяться, что осужденный сохранит достаточно сил для остальных пыток. Путь его пролегал через толпу, которая нередко закидывала его камнями, плевала на него и глумилась.
Вот как описывает Дрюон путь лорда Роджера Мортимера на эшафот.
"…в камеру вошли несколько стражников и шериф зачитал приказ о казни. Мортимер встал и сказал, я готов. Шериф ответил, "но, так как Вас повезут, сначала надо раздеться". Мортимер усмехнулся, "Ну что ж, раздевайте". С него сорвали всю одежду, дали только какую-то тряпку обмотать чресла. Его вывели во двор, уложили на салазки и крепко к ним привязали. Когда его провозили сквозь толпу, он видел искаженные злобой лица. До чего же уродливыми кажутся лица, если смотреть на них снизу. Что-то вязкое упало на его щеку, стекло на подбородок. Он догадался - плевок. И тут же волна жгучей резкой боли пронзило тело - камень, брошенный чьей-то злобной рукой, попал прямо в пах."
Доставив приговоренного к эшафоту, его сначала вешали "коротким падением", т.е. не ломая шею, а медленно удавливая до тех пор, пока он не терял сознание. Затем веревку перерезали и приводили жертву в чувства. Теперь ему отрезали половой член и яички, после чего вспарывали живот.
Вытягивание кишок
Ему вырывали кишки и сжигали их перед его же лицом. Иногда потом осужденному разрезали грудь и вырывали сердце, но не сжигали его, а откладывали в сторону, дабы показать всем "лживое сердце изменника". Еще живому, ему отрубали руки и ноги и, только затем, обезглавливали. Обычно части тела развозили в разные части города, иногда даже страны, обычно оставляя в столице голову, а остальные части тела развозя по местностям, где осужденный пытался поднять мятеж.
Тот же Дрюон рассказывает о казни лорда Хьюго Диспенсера: "…подручные палача привели и раздели Хьюго догола. Когда его длинное белое тело с чуть впалой грудью было выставлено напоказ, внизу торчал целый лес пик лучников, а рядом стояли палачи в красных рубахах, в толпе раздался злорадный хохот. Его уложили на лежащий андреевский крест и крепко к нему привязали. Подручный палача ухватил клещами его мужскую плоть. Волна истерического возбуждения прошла по толпе, от топота ног содрогались помосты. Палач приблизился, сверкнул нож и, несмотря на грохот, все услыхали душераздирающий крик Хьюго, единственный, который у него вырвался. Кровь брызнула и заструилась. Уже бесчувственное тело было оскоплено. Палач бросил отсеченные части на угли жаровни, повалил смрадный дым. Глашатый объявил, что так сделано потому, что Диспенсер был мужеложцем, совратил короля на путь мужеложства и изгнал королеву с супружеского ее ложа. Затем палач выбрал другой нож, более толстый и рассек его живот вдоль, а грудь поперек, как будто резал свинью. Взяв клещи, он вырвал кишки Хьюго, отливавшие перламутром и, потрясая ими, провозгласил, что так сделано потому, что Диспенсер кормился добром не только богатых, но и бедных людей. И кишки также превратились в сизый дым. Затем он вырвал сердце, но не бросил его в огонь, а отложил - так как Диспенсер был изменник со лживым сердцем и своими лживыми советами нанес вред государю. После этого ему была отсечена голова, свисавшая меж досок креста, не ударом топора, а ножом. Голову также отложили, чтобы показать потом, так как и из головы его исходили дурные советы. Теперь все, что оставалось от этого тела было разрублено на части и развезено в крупнейшие города Англии".
Голову и отрубленные конечности вывешивали перед городскими воротами, дабы наводить ужас на всех проходящих. Иногда узнику везло и он умирал сравнительно быстро, сломав шею на виселице или от болевого шока и кровотечения при дальнейшей казни, но чаще всего ему приходилось пережить дикие страдания, прежде чем смерть приходила к нему.
В летописях говорится, что эта наиболее садистская форма казни впервые была применена в 1241 году к Уильяму Морису, которого обвиняли в пиратстве.
В 1283 году Давид, последний валийский принц Уэльса, который был арестован за измену королю в Шросбери (Shrewsbury) в Шропшире (Shropshire) и приговорен: "быть волоченным к петле, как предатель Короля, который сделал его Рыцарем, быть повешенным как убийца джентльмена в замке Ховарден (Castle of Hawarden), его суставы будут сожжены, потому что он презрел клятву именем господа нашего, Иисуса Христа и осквернил убийством святую церковь, тело его будет рассечено на четыре части и развезено по стране, потому что в ее разных частях он готовил смерть нашего государя". (Теперь мы знаем, что он не совершал ни одно из вмененных ему преступлений!)
Гай Фокс и другие члены "Порохового заговора" были, возможно, самыми известными жертвами этой варварской расправы. Схваченный охраной, Фокс был подвергнут пытке на дыбе, это заставило его раскрыть имена других заговорщиков. Вскоре они были также арестованы. Их судили в Вестминстерском дворце в 1606 году и все семеро были приговорены к волочению, повешению и четвертованию. Казни состоялись 30 и 31 декабря того года. первые трое, сэр Эверальд Дигби, Томас Бетс и Роберт Винтер встретили свою смерть недалеко от собора святого Павла. Гай Фокс, Амброз Роквуд, Томас Винтер и Роберт Кейз были казнены на следующий день на "Старой площадке" перед зданием Парламента. Их головы были воткнуты на пики и установлены на Лондонском мосту.
Согласно традиции, в Англии и теперь сжигают чучело Гая Фокса и пускают фейерверки, хотя в действительности Фокс и не был сожжен.
Казнь "заговорщиков с улицы Като" Эта казнь оставалась в Уголовном Кодексе до 1814 года. Однако задолго до ее отмены, такой вид расправы считали слишком варварским, "противным самой природе человека". Обычно заговорщиков вешали, а потом, по приказу короля, обезглавливали их, уже мертвое тело.
"Пять заговорщиков с улицы Като" были последними, которых повесили и обезглавили перед Ньюгейтской тюрьмой 1 мая 1820 года. Они были приговорены к этой казни за подготовку убийства ряда членов правительства. Из приговора милосердно исключили волочение на салазках и они были доставлены к виселице на обычной телеге. Их повесили и трупы болтались на виселице около получаса.
Затем веревки обрезали, тела проволокли до помоста и уложили в гробы, поместив шеи на край гроба. Петли сняли с шей казненных и им отрубили головы. Палачи показали толпе голову каждого преступника, возглашая - "Вот голова предателя". Так как шеи у трупов были сломлены, головы им отделили не топором, а длинным ножом мясника.
раздавливатель головы (headcrusher) пользуется популярностью и сегодня, во многих точках земного шара. Это приспособление использовали и как орудие пытки и как орудие медленной казни. Челюсть жертвы фиксируется на нижней подставке, а чаша опускается при помощи винта, впрессовывая макушку.
В хрониках подробно описано происходившее. Сначала сдавливающиеся зубы ломали челюстные кости и выкрашивались из десен, затем глаза выходили из орбит и, наконец, если истязание не прекращалось, мозг брызгал из раздавленного черепа Не применяеться сейчас как орудие казни, но раздавливатель головы и поныне служит орудием пытки, его современные модели сделаны из мягких материалов, не оставляющих следов на голове жертвы. В ряде случаев эту пытку упрощали, обвив вокруг головы допрашиваемого веревку, часто узловатую, засунув сквозь нее палку, веревку закручивали, раздавливая голову, называли это "изобретение" - "четки боли".
Подвешивание за ребро
Это наказание не было столь распространено, как обезглавливание или повешение, но все-таки использовалось достаточно часто, особенно в России, Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды.
Распиливание пилой являлось одним из редких видов казни. В России оно применялось только при Иване Грозном (всего несколько раз). В Европе встречались периодические упоминания об этом изощренном виде умерщвления.
На рисунке выше, показана казнь одной из руководительниц гуситов. Как описывалось в хрониках "… сначала палач медленно отпили ей руки и ноги, опалив факелом кровоточащие раны, чтобы помешать несчастной умереть раньше времени и, только затем, очень медленно, перепилил ее пополам. Все собравшиеся были поражены тем, что ни одного звука не вырвалось из уст мученицы…" Достаточно частой эта казнь применялась на Востоке, особенно в Японии и Китае. Рисунок из персидской хроники. В романе Д.Клавелла "Сегун" описана казнь бывшего сегуна Японии Исиды, попавшего в плен к своему заклятому врагу Торанаге после поражения в битве. "… спустя 3 дня Исиду схватили живым. Торанага остроумно напомнил ему о предсказании китайского посла (умереть седым) и в цепях отправил в Осаку для публичного обозрения
Он приказал закопать Исиду в землю, оставив одну голову и распилить шею тупой бамбуковой пилой. Исида умирал целых 3 дня и умер очень старым..."
Древняя пила палача, не может быть с первого взгляда расценено как орудие казни, которая требовало наличия любой длинозубой двуручной пилы дровосека.
Представленная пила именно такого типа. История упоминает о мученниках - религиозных, государственных или атеистах, подвергавшихся этой казни, которая по праву могла считаться более страшной, чем даже сожжение на медленном огне или медленное погружение в кипящее масло. Фиксированный вниз головой, чтобы как можно дольше сохранять достаточное кровоснабжение мозга и уменьшить кровопотерю, приговоренный часто сохранял сознание до тех пор, пока пила не доходила до пояса, и даже груди, если верить источникам первой половины XVIII века. В Библии говорится (II Samuel 12:31}, что Давид, победив жителей Раббана, подверг их и других Аммонитян, включая мужчин, женщин и детей казням "…под пилой из железа, под топорами из железа…". В практике инквизиции пила часто применялась к гомосексуалистам обоих полов, хотя предпочтение отдавали мужчинам. В Испании пила (la sierra) была орудием наказания шпионов, дававших ложные сведения. В Каталонии, во время испанских походов Наполеона и Веллингтона (1808-14), испанские герильясы подвергли этой казни десятки, если не сотни, французских, испанских и английских солдат, мало вдаваясь в национальную принадлежность. В лютеранской Германии пила применялась для казни лидеров восставших крестьян, а во Франции - ведьм, "беременных от дьявола".