Сожжение заживо

Об античной древности этой меры наказания свидетельству- ет упоминание о ней в Библии.
«Если кто не верен мне, отбро- шен будет, как ветка, и увянет, и люди соберут их и бросят в огонь и будут те в нем сожжены». Вавилоняне так же, как и иудеи, применяли сожжение в качестве меры наказания за оп- ределенные преступления.
О нем же упоминает и Евсевий в своем описании смерти Аппиана (Apphianus), ставшего жерт- вой неуемной жестокости Максимина.
Ноги жертвы обернули хлопком, который обильно пропитали маслом и подожгли.
«Мученика подвесили на большой высоте, чтобы это страшное зрелище наводило ужас на всех, кто его видел,
в то же время они терзали его бока и ребра скребницами, пока он весь не превратился в сплошную опухоль и пока лицо его не изменилось совершенно. И долгое время ступни его горели в жарком пламени, так что поглощаемая им плоть капала по- добно плавящемуся воску, а огненные языки пожирали его ко- сти, словно высохшие стебли».
Похоже, найдется немного стран,
если таковые были вооб- ще, где на заре цивилизации, как и во времена первобытных дикарей, сожжение
у столба не практиковалось бы в той или иной форме. У многих первобытных племен вошло в обычай сжигать та- ким
образом своих пленников. Вообще говоря, этот способ Сожжение — излюбленная мера наказания тех, кто виновен в ереси считался весьма подходящим для казни врагов, представите- лей низших классов или виновных в гнусных и омерзительных преступлениях.
Так, Яхве применял подобную меру наказания за кровосмешение и проституцию: «Если кто возьмет себе же- ну и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами». И вновь: «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее». Константин же издал приказ, по которому раб,
вступивший в половую связь со сво- бодной женщиной, должен был быть сожжен заживо. Сожжение было излюбленной
мерой наказания тех, кого нашли виновными в ереси. Инквизиция приговаривала к смер- ти в огне тысячами.
Сожжение было не менее популярно и во всех странах Европы как протестантских, так и католических,
где его применяли для расправы с колдунами и ведьмами.
Так были сожжены Жиль де Рэ и Жанна д'Арк. В 1415 году
по обвинению в ереси заживо сожгли ректора университета Пра- ги Джона Хасса и его ученика Джерома из того же города.
В Британии на протяжении веков сожжение рассматрива- лось как мера наказания за
определенные преступления, в ча- стности, как и в континентальной Европе, за ересь. В XV и XVI веках, согласно различным хроникам, собранным Фок- сом' и другими, таких казней произошло множество.
Каким образом приводилось в исполнение сожжение, прекрасно ил- люстрирует описание состоявшейся в присутствии около 7000 зрителей в 1555 году в Глостере-казни еретика д-ра Джона Хупера, лорда-епископа Глостерского.
«Место казни находилось неподалеку от огромного вяза и прямо напротив школы священнослужителей, где он обычно молился. Все пространство у подножья дерева и его сучья сплошь занимали зрители. Епископ Хупер преклонил колени и вознес молитву.
Завершив духовный обряд, он стал готовить себя к казни. Снял с себя сутану и отдал ее шерифу. Затем из- бавился от костюма и жилета. Оставшись в одной сорочке, он связал ее полы между ногами, где находился мешочек с фунтом пороха.
По такому же мешочку было укреплено у него и под мышками.
Он подошел к столбу, возле которого были уже при- готовлены три железных обруча — один, чтобы приковать его к столбу по поясу, второй — по шее и третий — по ногам. Он, однако, отверг их со словами: "Вам нет надобности утруждать себя.
Бог, несомненно, даст мне достаточно сил, чтобы выдер- жать муки пламени без этих оков.
Тем не менее, подозревая, что плоть хрупка и слаба, но подтвердив веру во всемогущест- во Божье,
я согласен, чтобы вы поступили так, как сочтете нужным". После этого его опоясали железным обручем,
кото- рый оказался слишком узким, и епископу пришлось подтянуть живот и втиснуть его внутрь руками.
Однако когда они соби- рались надеть ему обручи вокруг шеи и ног, он остановил их, сказав:
"Уверен, что не доставлю вам хлопот". Уже прикован- ный к столбу, он устремил взгляд и воздел руки к небесам и на- чал безмолвно возносить молитву. Затем к нему приблизился человек, назначенный поджечь костер, и стал просить у епис- копа прощения, на что тот сказал, почему он должен простить его, если не знает за ним никакой вины.
"О, сэр (ответил этот человек), меня назначили поджечь костер". "Но в этом, — объяснил ему епископ Хупер, — твоей
вины передо мной нет. Бог простит тебе твои грехи, а я прошу тебя исполнить, что по- ручено".
Затем к его ногам бросили охапки сухого тростника, две из них дали ему в руки. Последовала команда поджечь ко- стер, но среди хвороста оказались вязанки зеленых веток, и прошло некоторое время прежде, чем он разгорелся.
Утро выдалось холодным, ветер дул в противную сторону, и срывае- мые им языки пламени едва касались епископа.
Костер подо- жгли еще в нескольких местах, взорвались мешочки с порохом, но пользы это страдающему прелату не принесло.
Теперь он молился во весь голос: "Господи Иисусе, сжалься надо мною, Господи Иисусе, яви мне свою милость.
Господи Иисусе, при- ми мою душу". И это были последние слова, что удалось рас- слышать.
Но даже когда его лицо почернело в огне. а язык рас- пух так, что он не мог больше говорить, губы его еще шевели- лись, пока не спеклись с деснами. Он бил себя в грудь руками, а когда одна из них отвалилась, продолжал бить себя в грудь другой, с кончиков пальцев которой капали жир, жидкость и кровь. В конце концов после того, как костер разжигали, вновь и вновь,
силы его покинули, и его единственная оставша- яся рука вцепилась в опоясывающий его обруч.
Поскольку вся нижняя часть его тела уже была сожжена, он вскоре после это- го рухнул через обруч в костер под дикие крики и возгласы ок- ружавшей его кровожадной команды.
Этот святой мученик умирал в огне более трех четвертей часа. безропотно перено- ся невыразимые страдания, ни единого раза не шелохнувшись ни вперед, ни назад, ни в стороны, даже когда нижняя часть его тела сгорела, и все внутренности выпали еще до того, как жизнь его покинула. Так принял смерть, какую не уготовили бы ему в самом аду огнедышащем, смерть,
более варварскую, чем ждала пленников диких американских индейцев, его преосвя- щенство Д-р Джон Хупер, бывший некоторое время епископом Вустерским, а затем Глостерским». Некоторым жертвам приходилось страдать куда дольше, нежели другим, как засвидетельствовано в описании сожже- ния преподобного Джона Марша в 1555 году. «Из-за того, что костер был сложен неумело, — читаем мы, — а ветер дул в противную сторону, он претерпел невыносимые муки».
Позднее вошло в обычай умерщвлять преступника через по- вешение и только после этого сжигать его труп, но время от времени такой способ давал осечку. Стратт писал в 1775 году: «Буква закона на сегодняшний день, полагаю, приговаривает женщину,
которая убивает своего мужа, к сожжению заживо, но подобный приговор всегда смягчается, поскольку до этого таких преступниц подвергают повешению.
В случае Кэтрин Хайес (которую за убийство мужа несколько лет назад приго- ворили к смертной казни у столба) ее намеревались сначала подвергнуть повешению. Но, поскольку в то время обычно бы- ло принято вешать,
подтягивая закрепленную на шее жертвы и перехлестнутую через скобы на столбе веревку, то, как толь- ко поджигали костер, пламя иногда охватывало преступниц еще до того, как они переставали дышать, — так именно слу- чилось и с ней.
Огонь мгновенно охватил хворост, резкий ветер бросал прямо в лицо тем, кто тянул веревку, дым и языки пла- мени с такой силой, что они были вынуждены отпустить ее прежде, чем Кэтрин Хайес была задушена. Так что, как мне сообщили при этом присутствовавшие, до того, как умереть, она претерпела страшные муки.
Теперь же их сначала/вешают на столбе и убеждаются в их смерти, и лишь после этого под- жигают разложенный вокруг костер и сжигают тело дотла». Инквизиторы Испании или английские суды «никогда не считали казнь через сожжение у столба одной из форм пыток. Существовала, однако, «пытка огнем», которая являла собой одну из трех излюбленных форм, применявшихся инквизито- рами Италии и Испании и несколько реже в других странах для принуждения узников к признанию. Обвиняемого или об- виняемую (этой пытки подвергались и мужчины и женщины) сажали в колодки.
Обнажали им ноги и ступни, подошвы обильно смазывали топленым свиным жиром. Разводили огонь и принимались буквально поджаривать ступни жертвы.
Когда узник начинал кричать от производимой непереноси- мым жаром боли, огонь отгораживалиметаллическим или де- ревянным экраном и требовали признания.
Если такового не следовало, экран убирали, и процесс «поджаривания» возоб- новлялся. И продолжался до тех пор, пока жертва не сознава- лась или не теряла сознание. К пытке огнем обычно прибега- ли, когда подтягивание через блок или дыба не давали резуль- татов, либо в тех случаях, когда данные способы были непри- менимы или нежелательны.
Белые в своих пытках попадавших к ним в руки дикарей практиковали методы, аналогичные тем, что использовались самими аборигенами. Бартоломью Де Лас Касас пишет: «Од- нажды я наблюдал, как заживо поджаривали на медленном огне четверых или пятерых индейцев, ужасные вопли этих не- счастных жертв потревожили послеполуденный сон команди- ра, и он передал распоряжение их повесить.
Однако дежур- ный офицер (я знаю его имя и его родственников-в Севилье) не пожелал его выполнить и заткнул им рты кляпами, после чего принялся собственноручно ворошить костер и умышлен- но поджаривал их до тех пор, пока они не скончались, — я ви- дел это собственными глазами».
Пытка огнем применялась к ворам с целью принуждения к даче показаний.
Ричард Терпин, живший в XVIII веке раз- бойник с большой дороги, затолкав женщину в камин и удер- живая ее там силой, вынудил указать тайник, где она прятала деньги.

 

 

Клеймение

Эта мера наказания в свое время широко практиковалась в Англии.
На применявшихся клеймах имелись различные знаки или буквы, соответствовавшие характеру преступления.
Обычно их ставили на внутренней поверхности левой руки. Бродяг клеймили буквой «Б», воров — «В» и убийц — «У». Цель клеймение преследовало двоякую. Во-первых, наказа- ние болью от прижигания кожи докрасна раскаленным метал- лом. А если такого злоумышленника вновь задерживали за то или иное преступление, суду сразу становилось известно о его предыдущих противоправных деяниях. В некоторых случаях клеймо ставили на куда более чувст- вительных местах, нежели рука.
Так, за кражу из лавки его выжигали на щеке под глазом. За богохульство раскаленным вертелом насквозь протыкали язык. Частью наказания за лжесвидетельство или клятвопреступление было клеймение лба буквой «Л».
Во Франции за все мелкие правонарушения виновных клеймили знаком, изображающим fleur-de-lys (цветок лилии, фр.).
В России эта форма наказания широко практиковалась в XV, XVI, XVII, XVIII столетиях.
Кроме того, рабам в обычном порядке ставили клейма на лбу и щеках.

 

 

 

Обваривание и поджаривание

Обваривание до смерти представляет собой весьма старый способ казни.
Неоднократные упоминания о нем мы находим в древней литературе.Modus operandi (образ действия, лат.) при этом очень прост. Воду, масло либо жир нагревают в ог- ромном котле или ином сосуде до кипения и туда опускают жертву — чаще
всего вниз головой. Или, если палач желает продлить страдания своей жертвы, ее связывают по рукам и по ногам, погружают по горло в наполняющую котел жид- .кость и постепенно доводят ее на .медленном огне до кипения.
Казнь на сковороде мало чем отличается от обваривания — за исключением того, что в этом случае жертву укладывают на вместительный мелкий резервуар или блюдо с маслом, жиром, или смолой и зажаривают заживо. В другом варианте приме- няется железная решетка или металлическая платформа, под которой разводится огонь.
Подробности истязания Маккавеев, вышедшие из-под пе- ра Иосифа, являют собой самое, возможно, знаменитое из всех описаний различных пыток, встречающихся в литературе.
Его строки посвящены мукам матери и ее семерых сыновей, казненных по приказу Антиоха, этого беспощадного монстра. «Тиран приказал избивать их бычьим членом. Сначала рас- порядился сорвать одежды со старшего из Маккавеев и растя- нуть его на дыбе, связать руки и избивать со всей возможной жестокостью.
Но он терпел все страдания, приведя тем в из- неможение своих мучителей, которые сами были уже готовы сдаться, но не дождались, чтобы он попросил пощады. Затем его привязали к колесу, а к ступням прикрепили груз и стали поворачивать колесо и растягивать его на нем так, что порва- ли ему все жилы и внутренности, но он все это время взывал к Богу.
Потом развели огонь и бросили его растянутым на ко- лесе в пламя, которое палило его так, что показались внутрен- ности, но разум его не помутился. После этого они вынули его из огня и стали резать еще живого, вырвали язык из головы и уложили на сковороду, где он и расстался с жизнью к восхи- щению его врагов и к радости его матери и братьев.
Затем настал черед второго брата по имени Абер, которого приволокли солдаты. Тиран показал ему все эти инструменты пыток и спросил, согласен ли он вкусить от жертвоприноше- ния.
Когда же он отказался, ему сковали руки железными це- пями и за них подвесили, кожу на его теле разрезали от ма- кушки до колен так, что в его груди были видны внутреннос- ти.
А после этого бросили свирепому Либарду (леопарду), ал- чущему крови, но зверь, обнюхав его, утратил всю свою кро- вожадность и удалился прочь, не причинив никакого вреда. Это привело тирана в ярость, а в Абере его муки лишь укре- пили стойкость; Но вскоре после этого он отдал Богу душу.
Привели Мачира, третьего сына. Тиран придумал для него новые мучения, приказав внести шар, к которому его привязали так, что все кости вышли из суставов и жалко повисли в разные стороны.
После этого ему содрали кожу с головы и лица, а его самого привязали к колесу, но изувечить его более чем он уже был, не смогли, ибо все кости уже были вывихнуты, а кровь обильно текла по всему телу, — тогда ему отрезали язык, а его бросили на раскаленную сковороду, где он испустил дух». Иосиф продолжает свое страшное душераздирающее пове- ствование.
Он рассказывает, как Иуда, четвертый брат, был привязан к столбу и подвергнут избиению, как ему вырвали язык и наносили другие увечья, пока он не окончил свою жизнь на колесе.
Как Акхус, пятый брат был брошен в медный котел. Как шестого, Ареса, привязали к столбу вниз головой и разве- ли под ней огонь на таком расстоянии, чтобы он поджаривал его медленно, но не сжег до смерти, как истыкали все его тело остроконечными инструментами, вырвали язык раскаленными щипцами и в конце концов бросили на сковороду.
Как Иакову, самому младшему из всех, прежде чем изжарить на сковороде, отрубили руки и вырвали язык. Затем Антинох взялся за мать, которая уже претерпела душевные муки, став очевидицей этих кровавых и лютых пыток, что могло бы свести с ума любую другую, не столь поистине спартански твердую духом женщи- ну.
Он приказал «сорвать с нее одежды, подвесить за руки и подвергнуть жестокой порке. Затем ей оторвали соски и гру- ди, а ее саму бросили на докрасна раскаленную сковороду».
Примером обваривания до смерти в Англии служит казнь в Смитфилде в 1530 году повара по имени Джон Руз за отрав- ление семнадцати человек в имении епископа Рочестерского, двое из которых скончались.
«Согласно имеющему обратную силу закону, — читаем мы в «Байках Перси», — Руз был приговорен к обвариванию до смерти, приговор, каким бы ужасным он ни представлялся, был приведен в исполнение».
В 1541 году в той же местности и за такое же преступление была обварена до смерти Маргарет Доуи.

 

 

 

Медный бык

Согласно Лукиану, медный бык, что стоял в замке первого Фалариса (Phalaris),
был изобретением умельца по имени Перил (Perilaus). Он считался одним из самых изощренных и дьявольских инструментов пыток, какие когда-либо порож- дал человеческий мозг.
Этот аппарат был изготовлен из метал- ла по точным размерам и формам быка. Внутри его находи- лась камера, для входа и выхода был предусмотрен люк. Изо- бретатель, зная репутацию тирана Фалариса, доставил к нему быка для ознакомления и принялся объяснять всю изощрен- ность пытки, для которой он предназначался. Преступника, излагал Перил, запирают в быке,
под которым разводят огонь.
Мучения заключенного внутри него будут столь не- стерпимыми, что он станет вопить и кричать от страха и боли, но эти его стоны и вопли с помощью специально подобранных и встроенных в бычьи ноздри флейт будут преобразованы в мелодичное мычание. У Фалариса, по всей видимости, «ис- кусник и его изобретение вызвали отвращение», и он не без иронии решил расправиться с ним самым достойным случая образом.
Но пусть оставшуюся часть этой истории тиран рас- скажет собственными словами: «Что ж, Перил, — сказал я, — если ты так уверен в своем приспособлении, докажи нам это прямо здесь и сейчас. Полезай внутрь и покричи там, словно человек, которого пытают.
А мы послушаем, действи- тельно ли из него польется столь чарующая музыка, как ты пытаешься нас убедить».
Перил повиновался, и как только он оказался в чреве быка, я запер люк и развел под ним огонь. «Прими это, — сказал я, — как единственное вознагражде- ние, какого твое произведение искусства только и достойно,
и как изобретатель исполни нам первый образчик чарующих звуков». Так что этот жестокосердный
негодяй получил по за- слугам за такое злодейское применение своего таланта меха- ника.
Однако чтобы эта замечательная работа не была осквер- нена его смертью в ней, я приказал извлечь его еще живым и сбросить с вершины скалы и оставить его труп без погребе- ния». Овидий упоминает медного быка
Перила в известных строках: «Зажарен был в быке им сотворенном сам Перил,
И первым дела рук своих жестокость подтвердил».

 

adonay@narod.ru

Сайт управляется системой uCoz