Погребение заживо

Если не считать племен дикарей, погребение заживо в ка- честве способа казни применялось, похоже, не столь уж часто. Согласно Плутарху, таким образом наказывались утратившие невинность девушки. Есть свидетельства, что к нему прибега- ли во Франции. Утверждают, что герцог de Soissons применял погребение заживо для наказания своих крепостных мужского и женского пола за вступление в брак без его согласия.
Жен- щин за некоторые преступления также приговаривали к погре- бению заживо.
Согласно Ланруа, в 1460 году женщина по имени Перетт (Perette), обвиненная в краже, была приговоре- на
начальником военной полиции Парижа к погребению за- живо перед виселицей». В XIII в ходе уничтожения альбигойцев
сестру Aymeric, Governor of Le Voeur, бросили в яму и засыпали кам- нями.
Аналогичным погребению заживо был
применявшийся иногда в Средние века способ казни, когда преступника поме- щали в стенную нишу или подвал и замуровывали.
К нему прибегали в Германии и Швейцарии. Во многих случая, од- нако, обнаружение скелетов в стенах старинных зданий не обязательно свидетельствует о том, что имели место казнь или убийство в прямом смысле слова.
Напротив, подобные наход- ки указывают на отправление религиозных жертвоприноше- ний или обрядов.
В те времена сущеетвовал, обычай замуровы- вать живого человека, обычно ребенка, с тем, чтобы улестить богов или злых духом и. защитить строение от разрушения.

 

 

 

Подвешивание заживо в цепях

Во многих цивилизованных странах подвешивание зажи- во было, похоже,
распространено гораздо шире, нежели по- гребение заживо, по той, возможно, причине, что первый способ позволял
растянуть пытку на куда большее время. Он был излюбленным методом казни на Ямайке и других остро- вах Вест-Индии.
Эдварде пишет о двух. преступниках, заме- шанных в убийстве в долине Боллардс, которые были подве- шены заживо в кандалах в Кингстоне и оставлены умирать голодной смертью.
И пока не наступил конец, вокруг висе- лицы собирались люди и переговаривались с убийцами. Об этом же случае упоминает Стивен, который отмечает, что непосредственно перед казнью преступников по их просьбе щедро и обильно накормили, один протянул семь дней, вто- рой — девять.0н также пишет, что в Доминике вожак вспыхнувшего в 1788 году
мятежа по имени Балла был под- вешен заживо и умирал целую неделю. В 1759 году в Сан- Юстатии (St. Eustatia) осужденного за убийство негра под- весили заживо в кандалах и оставили на виселице под паля- щим солнцем.
Тринадцать дней он терпел ужасные муки и беспрестанно молил душераздирающим голосом: «Воды, воды!».
Подвешиванием заживо на виселице иногда казнили ра- бов в Суринаме.
Этот метод был столь же изощренным, сколь и дьявольским. На боку преступника между ребрами делали разрез и в рану вставляли железный крюк, после че- го подвешивали его на цепи со свисающими вниз головой и ногами. Жестокость подобной пытки описать невозмож- но, утверждали, что смерть наступала не менее чем через три дня.
Согласно автору статьи в «Уанс э уик» (май 1866 года), в музее изящных искусств в Кингстоне экспонировалась же- лезная клетка, в которую заключали преступников,пригово- ренных к подвешиванию заживо.
Перед этим их раздевали догола.Когда была сделана эта находк, в клетке находился женский скелет,
который и был доставлен в музей вместе с самим сооружением.Клетку с запертым в нею преступни- ком вешали на прочную ветвь дерева, оставляя жертву уми- рать от голода, жажды и истощения. Поскольку данное ору- дие пытки представляет собой один из примечательнейших образчиков такого рода приспособлений, я воспроизвожу изображение клетки, которая, судя по всему, была сооруже- на, вокруг узницы, и ее описание.
И то и другое заимствова- ны из «Уанс э уик». «Вокруг колен, бедер и талии, под мышками и вокруг шеи почти вплотную к телу склепывались железные обручи. Они, в свою очередь, скреплялись между собой железными скоба- ми, идущими от бедер и соединявшимися в центральной точке над головой.
Ноги окружали и поддерживали железные пру- тья, в самой нижней части прикрепленные к пластинам, напо- минавшим старомодные стремена. На них могли бы опираться ступни, если бы конструкцией данного орудия пытки, по срав- нению с которой само распятие кажется вполне терпимым, в этих пластинах не предусматривалось по три остро заточен- ных шипа,
впивавшихся в подошвы жертвы. Единственную опору, таким образом, ее тело, пока в нем сохранялись силы
и теплилась жизнь, находило в узкой дуге, проходящей меж- ду ног от передней полуокружности размещенного
вокруг та- лии обруча к задней. На обруче под мышками укреплялась па- ра наручников, которые не давали жертве возможности даже пошевелить руками, а в месте соединения скоб над головой — прочный крюк.
За него и подвешивалось все сооружение с за- ключенным в него узником». Хотя существуют неопровержимые свидетельства того, что подвешивание заживо практиковалось в Британской Вест-Индии, относительно его применения в самой Англии их удивительно мало. Многие авторы категорически отрица- ют даже предположение, что оно когда-либо имело место во- обще. Иконечно,
нет никаких официальных данных, в кото- рых бы упоминалось о подобных приговорах, даже если они когда-либо и выносились.
Однако в работах по истории и со- циологии встречаются ссылки на подобную практику. Самую важную содержит такой надежный и достоверный источник, как историк Холиншед, который пишет:
«Но если его нахо- дят виновным в преднамеренном убийстве, совершенном со злым умыслом или с целью ограбления, то его подвешивают заживо в цепях близ мест преступления (либо предваритель- но из сострадания подвергают
повешению за шею на веревке) и оставляют до той поры, пока кости его не превратятся в прах».
Корреспондент «Ноутс энд куайериз» (четвертый выпуск, том XII, с. 298)
цитирует заявление Четтла о том, что «в прошлом существовала такая необычная форма пытки, как подвешивание заживо в цепях виновных в умышленном убий- стве». Другой корреспондент того же журнала (четвертый выпуск, том XI, с. 83) пишет, что в 1777 году знаменитый разбойник с большой дороги Джон Уайтфилд был подвешен заживо на горе Баррок,
на окраине Карлайла. «Рассказыва- ют, — отмечает автор, - что так он висел несколько дней, оглашая окрестности
душераздирающими криками, пока про- езжавший мимо кучер почтовой кареты не прекратил эти страдания,
пристрелив его из жалости». В «Шотландском историческом обозрении» (апрель 1905 года, стр. 226) при- водится имевший место в Шотландии случай «Джона Дэвид- сона, который за пиратство был приговорен 6 мая 1554 года к "подвешиванию в цепях" на столбе у отметки уровня подъ- ема воды во время прилива на побережье близ Лейта, где он и скончался». В 1383 году произошел примечательный случай приме- нения пытки путем подвешивания заживо.
Человеком, ко- торого казнили столь необычным способом, был ирланд- ский монах, который явился ккоролю РичардуII и обвинил герцога Ланкастерского в измене. Пытали же его следую- щим образом: «Лорд Холлэнд и рыцарь сэр Генри Грин по- вязали этомумонаху на шею шнур, свободный конец кото- рого закрепили на его половых органах.
Затем они подве- сили его за этот шнур и положили ему на живот валун, вес которого и собственного
тела причинял ему удушье и муки, так как, помимо боли в половых органах, у него начал с громким хрустом
ломаться позвоночник, и под этими тре- мя пытками он окончил свою злосчастную жизнь. На сле- дующий день его мертвое тело проволокли по всему городу с тем, чтобы он сполна расплатился за свою ложь и изме- ну».
Подвешивание заживо, очевидно, была известно и в Герма- нии. Судя по свидетельству Морисона, оно там принимало изощренно зверские формы. «Близ Линдау (Lindau) я видел преступника, подвешенно- го в цепях на виселице,
к его ступням были привязаны огром- ные собаки, с тем, чтобы, изголодавшись, они могли пожирать плоть,
злодея, пока он сам не умер голодной смертью.
Во Франкфурте я видел, как таким же способом казнили ка- кого-то еврея».

 

 

Пытка голодом

Содержание под стражей без пищи широко применялось в качестве меры наказания за мелкие
преступления и имело целью принудить к признанию или даче показаний. Согласно Michelet, в Германии
существовал обычай нака- зывать раба, накрывая его на три дня бочкой. Одно время во Франции и в Англии применялась пытка, известная как prison forte et dure, или, как пишет Пайк, «по- жизненное т
юремное заключение без пищи». Во времена правления Генриха IV она уступила место «придавливанию грузом», или peine forte et dure.

 

 

 

 

Поцелуй «Девы Марии»

Изобретательность заплечных дел мастеров время от вре- мени обретала весьма причудливые формы, однако никогда и никто, несомненно, не создал столь же дьявольского инстру- мента истязаний, как уникальная и ужасающая
«Дева», кото- рая, по мнению полковника Аехмановски, утверждавшего, что видел ее в суде инквизиции Мадрида, «превзошла в своей злодейской изощренности все остальные».
В начале XIX века многие считали «Деву» просто страш- ной легендой,
аргументируя это свое убеждение фактом отсут- ствия хотя бы одного образца данного необычного и зловеще- го орудия пыток.
В связи с этим они высказывали сомнения в достоверности заявлений полковника Аехмановски и других. Правда,
ходило много слухов о существовании подобных при- способлений в германских замках, и термин Jungfernkuss (по- целуй «Девы») в Германии был хорошо и широко известен.
Но ничего более весомого, нежели такие слухи и сказки, кото- рые могли быть чистой выдумкой, похоже, не находилось.
Однако в 1823 году д-р Майер (хранитель архивов Нюрн- берга) сообщил м-ру Р. Л. Пирсоллу, который крайне
инте- ресовался данным предметом, что в свое время подобное со- оружение вне всяких сомнений существовало в Нюрнбергском замке.
Спустя два года м-р Пирсолл после неустанных и кро- потливых поисков достиг определенного прогрееса. В Зальц- бурге ему показали камеру пыток, где, как его заверили, в свое время стояла «Дева».
Вконцеконцов был обнаружен и един- ственный сохранившийся образец этого приспособления. Он находился в коллекции антиквариата, принадлежавшей барону Дидриху.
Куплен он был, как рассказал-барон м-ру Пирсол- лу, у неизвестного, которому аппарат попал в руки во время Французской революции. Это орудие пыток было, возможно, изобретено в Испании примерно в XVI веке, а затем ввезено в Германию во времена Карла V, правившего обеими странами.
Следующее описание «Девы Марии» принадлежит французскому офицеру, слу- жившему под командованием генерала Ласалля (Lasalle), ко- торый после взятия французами города Толедо осматривал на- ходившиеся там темницы инквизиции.
«В нише подземелья, смежного с отдельной камерой для до- просов, стояла изготовленная руками монахов деревянная фи- гура, изображающая Деву Марию. Ее голову венчал позоло- ченный нимб, а в правой руке она держала флаг. Сначала нас удивило, что в дополнение к шелково» мантии, ниспадавшей с ее плеч, на нее были надеты еще и своего рода латы.
При бли- жайшем рассмотрении обнаружилось, что вся передняя часть ее тела утыкана узкими и необыкновенно острыми лезвиями, обращенными своими концами к зрителю.
Ее руки и ладони были оснащены шарнирными соединениями, спрятанный за перегородкой механизм приводил фигуру в действие. Генерал приказал одному из служащих суда инквизиции запустите эту, как он ее назвал, мамину.
Когда фигура распростерла руки, словно для того, чтобы с любовью прижать кого-то к своему сердцу, ей вместо живой жертвы был предложен туго набитый ранец одного из польских гренадеров.
Статуя стискивала его все крепче и крепче, когда служитель, согласно приказу, вер- нул ее в прежнее положение и она вновь развела руки, ранец оказался проткнутым на глубину от двух до трех дюймов и ос- тался висеть на ее шипах и лезвиях.
Один из приближенных, как их называют, к суду инквизиции рассказал нам о ритуале; сопровождающем применение этой машины.
Суть его сообще- ния заключается в следующем:
«Лиц, обвиняемых в ереси ли- бо в поношении Бога,, или святых, доставляли в этот подвал, в дальнем конце которого установленные вокруг ниши светиль- ники бросали переливчато-мерцающий свет на позолоченный нимб, на голову фигуры и на флаг в ее правой руке. У стоявше- го напротив нее в темноте небольшого алтаря узника Приводи- ли
к причастию, и два священнослужителя взывали к нему пе- ред лицом Матери Божьей признать свою вину.
"Взгляни, — говорили они, — с какой любовью Святая Дева открывает те- бе свои объятия! На ее груди твое ожесточившееся сердце смягчится, и ты во всем сознаешься".
Внезапно фигура начина- ла поднимать распростертые руки — ошеломленного узника заводили в ее объятия, она .притягивала его к себе все ближе и ближе, стискивала все крепче и крепче, пока шипы и лезвия не вонзались ему в грудь».
Стиснутой в этом исполненном боли и муки смертоносном объятии
Жертве вновь предлагали признать свою вину;
Если она отказывалась, руки «Девы» постепенно сжимали свою жертву, медленно, но верно выдавливая жизнь из трепещуще- го в ней тела по капле крови. Приводил ли отказ сознаться к смерти, или жертву, как это обычно случалось, освобождали из объятий
«Девы» и возвращали в темницу с тем, чтобы она набралась сил для продолжения этой и, возможно, других пы- ток, зависело от воли палачей. В Германии это орудие пыток, согласно д-ру Майеру, при- менялось иным образом. Фигуру устанавливали на краю по- тайного люка, и когда жертву освобождали из объятий
«Де- вы», она падала на находившееся в подвале под ним своеоб- разное ложе, утыканное мечами. Эти мечи размещались так, чтобы рассекать тело на части.
Каким именно образом приво- дились в действие эти напоминающие ножницы лезвия такой машины, точно неизвестно, однако, возможно, что под тяже- стью тела жертвы запускался некий механизм, который и при- давал режущим кромкам вращательное движение. Очевидно, что изученная в Германии м-ром Пирсоллом ма- шина отнюдь не предназначалась для принуждения к призна- нию. Ее объятия были смертельны, поскольку после нанесе- ния жертве тяжелых ранений она сбрасывала ее на располо- женные внизу лезвия. «Конструкция фигуры, — отмечает м-р Пирсолл, — достаточно проста».
Она изготовлена из ли- стового железа и установлена на прочной станине.
Передняя часть образована двумя створками или дверцами.
На внутрен- ней поверхности правой из них на уровне груди расположены тринадцать четырехгранных кинжалов, на левой — восемь.
На внутренней стороне «лица» — еще два таких же кинжала,
«явно нацеленных прямо в глаза жертвы», что указывает на то, что ее заводили внутрь фигуры спиной вперед так, чтобы «в выпрямленном положении лезвия пронзали ей грудь и го- лову».

 

adonay@narod.ru

Сайт управляется системой uCoz