Позиция
христианства
Иудейская
концепция возмездия, как мы уже отмечали, была воспринята и ранними
христианами. Гуманизм Иисуса, постоянно подчеркиваемый в Евангелии,
создал впечатление, что христианство прочно связано с отрицанием всякой
жесто- кости.
Подобное убеждение полностью несостоятельно. Чита- ем у Матфея: «Сын
человеческий ниспошлет своих ангелов, и они соберут по всему его царству
все, что неправедно, и все, что творит зло, и бросят все в печь огненную,
и наступят плач и скрежет зубовный». Христианская церковь в значительной
мере заимствовала римский закон о пытках лиц, виновных в измене,
применив его к ереси, которая толковалась как «измена Богу».
Она также за- имствовала принцип конфискации всего имущества, принадлежа-
щего виновным в ереси, идея, весьма опасная для общества в це- лом с
учетом вечной нужды Церкви в средствах и возможностей, открываемых упомянутой
мерой для получения таких средств. Церковные власти осуждали всякую
иную веру помимо христианства как бесовщину; они доказывали с все нараста-
ющей обличительной силой, что поклонение языческим и варварским божествам
гневит истинно христианского три- ипостасного Бога, что где бы еретик
ни поднял свою уродли- вую голову, угроза нависает над всей округой,
ибо гнев Гос- подний будет направлен против всех жителей данной местно-
сти. Леки указывает: «Неудивительно, что люди твердо убеждены в том,
что любая катастрофа происходит из-за присутствия врагов Бога».
Также не следует удивляться то- му, что когда общественность обнаруживала
в своих рядах еретика,
к нему относились так, как сегодня мы относимся к прокаженному, и в
смертельном ужасе
требовали его не- медленного уничтожения. В результате ересь, или «преступление
против Бога», счита- лась самым ужасным из всех мыслимых грехов, заслуживаю-
щим самого сурового наказания и Божьей кары.
Доказать ви- ну заподозренного в ереси было превосходящим по важности
все остальное, делом жизненной необходимости.
Добиться для этого признания от обвиненного в ереси считалось именно
тем случаем, когда цель оправдывает любые средства. Заподозрив кого-либо
в ереси, общественность не дожидалась указаний или полномочий ни от
Церкви, ни от государства.
Она брала закон в свои руки. Подозреваемого пытали до тех пор, пока
не вырывали у него признание,
а потом без особого шума сжига- ли его на костре. Одного только факта,
что человека обвинили в ереси, было достаточно чтобы мученичество ему
было гаран- тировано. Очень часто желаемое выдавали за действительное.
Надо было только случиться чему-то вроде катастрофы, чтобы люди решили,
что среди них скрывается еретик.
Придя к тако- му выводу, они с тщанием перетряхивали всю округу, пока
не откапывали кого-либо, кто, согласно
весьма растяжимому тол- кованию ереси, мог быть обвинен в этом преступлении.
Поэтому можно утверждать,
что казнь через сожжение была изобретена не государством, а общественностью.
Здесь, как и во множестве случаев, закон толпы предвосхитил или вдохновил
закон государственный.
Аналогично и инквизиция стала возможной потому, что общественность одобряла
при- менение пыток к лицам, подозреваемым в ереси. И инквизи- ция не
была, во всяком случае, на раннем этапе ненавистной и проклинаемой тиранической
структурой, как нас пытаются уверить некоторые историки» напротив, она
встречала под- держку и одобрение со стороны общественности.
Так что на самом деле можно сказать, что инквизиция во многих случаях
спасла предполагаемых
еретиков от куда более злой участи. Как только общественность начала
кампанию против ереси,
Церковь взяла ее под свой контроль и организовала стихий- ные усилия
толпы в стройную систему
преследований, увен- чанную святой инквизицией, деятельности которой
мы кос- немся в другой главе.
Мнение о том, что Католической церк- ви принадлежала монополия на искусство
гонений, может, ко- нечно, служить приверженцам протестантской веры
утешени- ем, однако оно не отражает всей правды. Объясняется оно лишь
тем, что деятельность инквизиции благодаря ее масшта- бам, последовательности
и беспрецедентной жестокости пре- взошла все другие
формы пыток, существовавшие в Средние века. Именно благодаря тому, что
инквизиция прославилась
пытками и зрелищно эффектными auto da fe, эта сторона ее деятельности
затмила все остальные, и,
что касается истории, их оказалось достаточно, чтобы отодвинуть на задний
план все остальные формы преследований того времени. Подвергая гонениям
последователей, всех соперничающих религий, которые потенциально были
способны
стать могуще- ственными конкурентами христианства, пыток в суде Церковь
тем не менее не одобряла.
Их критиковал святой Августин, высказавший мнение, что если осужденный
на самом деле «невиновен, он понесет за неопределенное преступление
опре- деленное наказание, при этом не потому, что совершил пре- ступление,
а потому, что неизвестно, совершил ли он его». В 384 году синод в Риме
осудил применение
пыток в граж- данских судах. И во все времена Церковь пыталась, не все-
гда, правда, успешно,
освободить духовенство от обязанности представать перед inquaestion,
за исключением тех случаев,
что разбирались в церковных судах.
|