Бермундский треугольник  

Безумное путешествие

Шеннон Брейси, 42-летняя медсестра из Новой Зеландии, совершала необычный вояж - одна на шлюпке она решила пересечь Тихий океан, обогнуть Южную Америку и вдоль восточного ее берега добраться до Багам. Чтобы сделать это, нужно было переплыть и Дьявольский треугольник. В течение 12 кошмарных часов отважная путешественница пыталась ускользнуть от невидимой силы, которая вышвырнула ее из этого мира и перенесла в мир, где обитали только призраки моряков и летчиков, погибших в Бермудском треугольнике, пишет журнал «Уорлд адвенчерс». Шеннон чуть не утратила рассудок от кошмарных видений, но когда вновь оказалась среди людей, ее рассказ сочли плодом больного воображения:

- Я оказалась в Дьявольском треугольнике и по воле кого-то или чего-то попала в другое измерение, - рассказывает она. - Вообще о подобном плавании я мечтала с детства, всегда хотела совершить кругосветное путешествие. И вот после смерти мужа на накопленные сбережения приобрела шлюп «Спиндрифт» и отправилась в путь.

Путешествие близилось к благополучному завершению - я приближалась к Бермудам. Ужас начался в полдень: я находилась в рубке и записывала местонахождение шлюпа в вахтенный журнал. Неожиданно заметила, что все вокруг окуталось дымкой, как будто шлюп вошел в полосу тумана. Через несколько минут мне показалось, что начался шторм - такие поднялись волны. Одновременно дымка сгустилась настолько, что я не видела собственных рук. И вдруг очутилась в странной и жуткой пустоте. А затем появились призраки. Я видела людей в матросской и военной форме, видела женщин и детей. Люди дрейфовали в пустоте с выражением печали и невероятных страданий на лицах. Я совершенно определенно почувствовала, что все они давно мертвы...

И только осознав это, Шеннон поняла, что произошло. Ее буквально засасывало в неведомый, чуждый мир. Она погибала... Тогда путешественница прибегла к единственному средству, которое могло помочь избежать гибели, - стала молиться. Она умоляла Бога помочь ей, спасти ее от злой силы.

Последнее, что помнит Шеннон, - это то, как она вновь оказалась в рубке своего шлюпа: небо было ясным, усыпанным множеством звезд. Казалось, что кошмар длился одну-две минуты. Но когда она взглянула на часы, было далеко заполночь. Ее «сон» длился целых 12 часов!

Восставший из мертвых

Шкипер рыболовецкого судна Барни Спунер скончался во время плавания и был похоронен в море в традиционном мешке и с грузом, привязанным к ногам. Произошло это неподалеку от Бермудских островов. Свыше 72 часов тело 40-летнего шкипера плавало в таинственных водах, а потом он, живой и невредимый, очнулся на борту своего траулера «Матильда-2».

Шкипера, мирно спящим на палубе, обнаружили матросы. Он был совершенно сухим, без похоронного мешка, но в том же костюме, в каком был отправлен в пучину.

Вот что рассказал сам Спунер:

- Я видел сотни погибших - бесформенные трупы с пустыми глазницами и колышащимися волосами. Я видел призраки кораблей и самолетов... Это было похоже на кошмар, но не пугало меня. Я знал, что мертв так же, как все эти люди. И в то же время ощущал, будто наблюдаю за происходящим со стороны.

Путешествие Спунера в иной мир началось после того, как с ним случился инфаркт на борту траулера во время ловли рыбы около Бермудских островов. Вместе с ним на судне находились его жена Лиллиан, два сына - Джонатан и Барт, а также три члена экипажа. «Мы были убеждены, что отец умер, - говорит 18-летний Джонатан. - Он неожиданно упал, и все кончилось. Сердце не билось, пульс не прощупывался, дыхание отсутствовало. Мы хотели доставить тело в город Сент-Джордж и известить местные власти о трагедии, но мама и слышать не хотела об этом. «Папа, - сказала она, - всегда настаивал на том, чтобы его похоронили в море. Так оно и будет». Пришлось выполнить волю отца. Положили его тело в мешок, а затем опустили в море, которое отец так любил».

Спунер не знает, сколько времени продолжалось его невероятное путешествие. Он только помнит, что ощутил какой-то рывок, и в следующий миг моряк уже видел свое тело лежащим на палубе. Удивительно, но он понимал, что это было именно его тело. Видел, как Барт вышел на палубу и замер над ним с искаженным лицом. Потом мир перевернулся, и вот уже бывший мертвец вглядывается в лицо склонившегося над ним сына...

Пропавшая невеста

Когда 58-летний Том Плезантс пришвартовался к старому суденышку, подававшему сигнал бедствия, он обнаружил на борту не моряков, а молодую красавицу. Том тут же узнал ее. Это была его невеста, на которой он... женился 40 лет назад.

- Вначале я подумал, что умер и нахожусь на небесах, - признается Плезантс. - Два дня и две ночи я беседовал с девушкой, обедал, ужинал и обнимался с нею. Она сказала, что ее зовут Регина, - так и звали мою невесту, и поведала мне кое-какие эпизоды из нашей жизни, которые только она могла знать. Регина назвала церковь, где мы венчались, имя священника и даже напомнила курьезный случай - я надел носки разного цвета в день нашей свадьбы. Вне всякого сомнения, это была моя Регина.

Тому Плезантсу исполнилось 22 года, когда он впервые встретил темноволосую красавицу, недавно уволившуюся из американских ВМС. Они обвенчались в Нью-Йорке и проводили медовый месяц во Флориде. Незадолго до свадьбы Том получил наследство и приобрел небольшое судно, которое назвал «Мисс Регина». На нем-то новобрачные и отправились на Багамы, а затем — прямо в Дьявольский треугольник.

- Как только судно оказалось в его водах, - вспоминает Плезантс, - что-то изменилось. Все было прекрасно, сияло солнце, но вдруг раздался громкий звук, напоминающий злобный вопль. Какая-то сила подхватила «Мисс Регину», подняла в воздух и снова швырнула в воду. Мы оба оказались в море. Я слышал, как меня звала Регина, но плыть не было сил. Вцепившись в плавающие рядом обломки, я потерял сознание. А когда пришел в себя, море было спокойным, и я находился на борту рыболовного траулера. Его капитан сказал мне, что никакого шторма не было и я плавал посреди океана, уцепившись за кусок дерева. «Мисс Регина» сгинула без следа. Так я потерял мою возлюбленную...

Плезантс больше не женился - не мог смотреть на других женщин, не вспоминая о Регине. И вот весной 1999 года Том купил катер и отправился вновь в воды Дьявольского треугольника, изменившего навсегда его жизнь.

- Я обалдел от счастья и провел целых два дня, не ложась спать: все время беседовал с Региной, держал ее в объятиях, не переставая удивляться чуду ее появления, - говорит Плезантс. - А когда наконец заснул, то проспал 20 часов, а проснувшись, увидел, что опять остался один. Регины не было рядом - она исчезла навсегда.

Такую фантастическую историю рассказал корреспонденту журнала «Уикли уорлд ньюс» старый моряк. Изучение архивных материалов показало, что по крайней мере первая половина невероятной истории - чистая правда до последнего слова. Что же касается второй... Что тут сказать? Во всяком случае, она не более фантастична, чем многие другие - ведь пропавшие без вести в Бермудском треугольнике уже не раз вновь появлялись, иногда в очень отдаленных местах земного шара.

Рожденная в треугольнике

Пятилетняя девочка-немка, родившаяся в январе прошлого года в Дьявольском треугольнике во время морского круиза ее родителей, обладает способностью читать мысли людей и передвигать мелкие предметы одним только взглядом. Она изумила экспертов, которые изучают ее в научном центре в Германии. Психотерапевт Гюнтер Бейл написал о ребенке целую статью в одном из научных журналов после изучения удивительных способностей Мины.

Уже сейчас малышка в 90 случаях из 100 правильно угадывает мысли людей, с которыми общается. И может поднимать и передвигать взглядом небольшие предметы. Гюнтер Бейл полагает, что ее генетическая структура была изменена под влиянием неизвестной силы, действующей в районе Бермудского треугольника.

Мина родилась во время плавания по маршруту Багамы - Майами, в 45-минутный период, когда все на борту судна вдруг ощутили себя потерянными, а затем чуть не впали в панику от неясных недобрых предчувствий, объясняет Бейл. Это могут подтвердить и команда, и пассажиры. После опроса выяснилось, что неизвестное воздействие продолжалось 45 минут. Отец девочки вспоминает, что когда у его жены из-за этих странных переживаний начались преждевременные роды и Мина появилась на свет, он похолодел от ощущения чего-то непонятного и зловещего.

Вначале родители Мины только удивлялись ее способностям, сейчас удивление все больше сменяется тревогой. Они видят, что способности эти развиваются: если дело пойдет так и дальше, Мина может стать суперэкстрасенсом. Но как она использует свои силы - во благо или во зло? Этого пока не может сказать никто. Кроме того, не отдавая себе отчета в своей необычности, дитя может нанести вред и даже убить себя самое, считает доктор Бейл.




В Мировом океане есть особые зоны, над которыми словно тяготеет проклятие. И как бы ученые - гидрологи, метеорологи и прочие "ологи" ни убеждали нас в естественности причин гибели в этих районах судов и самолетов, человеческая природа такова, что мы вечно будем искать здесь тайну. Ну а самый известный в этом смысле район - знаменитый Бермудский треугольник, расположенный между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и южным мысом Флориды. Поскольку в мою задачу не входит анализ споров вокруг Бермудского треугольника, ограничусь сухой статистикой.

Еще в XIX веке в этом районе произошло несколько загадочных историй с кораблями. В 1840 г. неподалеку от столицы Багамских островов было обнаружено французское судно "Розали", дрейфовавшее в море с поднятыми парусами, но без экипажа. В 1854 г. исчезло судно "Белла". В 1872 г. была найдена бригантина "Мэри Селест", идущая под парусами, но с отсутствующим экипажем. В 1881 г. такая же история произошла с английской шхуной "Эллен Остин", а годом раньше, отплыв от Бермудских островов, пропало судно "Атланта".

А теперь хроника жертв, погибших в Бермудском треугольнике и близлежащей акватории в XX веке.

20 октября 1902 г.
Обнаружено немецкое четырехмачтовое судно "Фрея", покинутое экипажем.
10 ноября 1909 г.
Погибла яхта "Спрей" яхтсмена-одиночки Джошуа Слокама.
Март 1918 г.
Исчез грузовой пароход "Циклоп" водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек.
Январь 1921 г.
На отмели Дайамонд Шоулз обнаружена пятимачтовая шхуна "Кэррол А. Диринг". Все 12 членов экипажа пропали.
19 апреля 1925 г.
В сильный шторм погиб японский пароход "Риуфуку мару".
Декабрь 1925 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Котопакси".
Март 1926 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Судуффко" с экипажем из 29 человек.
4 февраля 1940 г.
Обнаружена шхуна "Глориа Колита", на которой отсутствовал экипаж.
Ноябрь 1941 г.
Исчезло американское грузовое судно "Протеус".
Декабрь 1941 г.
Исчезло американское грузовое судно "Нереус".
22 октября 1944 г.
Обнаружено кубинское судно "Рубикон", на котором отсутствовал экипаж.
5 декабря 1945 г.
Исчезли 5 американских самолетов типа "Эвеиджер" с 14 членами экипажей.
30 января 1948 г.
Исчез самолет типа "Тюдор IV" британской компании ВSАА.
Март 1948 г.
Найдена пустая моторная лодка, пропали три члена ее экипажа.
28 декабря 1948 г.
Бесследно исчез самолет "Дакота" типа "Дуглас 05-3".
17 января 1949 г.
Бесследно исчез самолет типа "Тюдор IV" британской компании DSАА.
Март 1950 г.
Взорвался американский самолет "Глоубмастер".
Июнь 1950 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Сандра" с экипажем из 11 человек.
2 февраля 1953 г.
Бесследно исчез самолет компании "Skyways" с 59 пассажирами.
Октябрь 1954 г.
Бесследно исчез самолет американских ВВС типа "Супер-Констеллейшн", на борту которого было 42 человека.
Декабрь 1954 г.
Исчез танкодесантный корабль "Саутерн Дистриктс".
Сентябрь 1955 г.
Обнаружена яхта "Коннемара IV", на которой отсутствовал экипаж.
9 ноября 1956 г.
Пропал морской бомбардировщик "Мартин Марлин".
6 января 1958 г.
Исчезла яхта "Ривонок" яхтсмена-одиночки Гарвея Кониовера.
Январь 1962 г.
Исчез шестимоторный воздушный танкер КВ-50 с 9 членами экипажа.
Февраль 1963 г.
Погибло грузовое судно "Марин Салфер Куин" с экипажем из 39 человек.
Июль 1963 г.
Погибло рыболовное судно "Сно'Бой" с 55 членами экипажа.
28 августа 1963 г.
Погибли 2 военных самолета типа КС-135.
6 июня 1965 г.
Бесследно исчез самолет С-119 с 10 членами экипажа на борту.
Январь 1967 г.
Погиб самолет "Чейс YС-122", на борту которого было 4 человека. Погиб частный самолет "Бичкрафт-Бонанза". Бесследно исчез маленький самолет "Пайпер Апаш".
Декабрь 1967 г.
Исчезла яхта "Уичкрафт" с 2 членами экипажа.
10 июля 1969 г.
Обнаружена яхта "Тейнмаут Электрон", покинутая яхтсменом Дональдом Кроухерстом, очевидно покончившим жизнь самоубийством.
Октябрь 1971 г.
Бесследно исчезло грузовое судно "Эль Кэриб".
Февраль 1972 г.
Затонул танкер "В.А.Фогт".
21 марта 1973 г.
о время шторма затонул сухогруз "Норт Вэриент", спасся только один член экипажа.
26 марта 1973 г.
Исчезло норвежское судно "Анита".
В течение 1977-1979 гг. в Бермудском треугольнике бесследно исчезли еще 3 судна.
Огромное внимание, которое привлекает к себе Бермудский треугольник, оттесняет на задний план другие странные районы планеты. Среди них есть, однако, не менее загадочные места в плане гибели кораблей (в данном случае - подводных). Так, в Средиземном море в 200 милях юго-западнее Кипра 26 января 1968 г. пропала без вести израильская подводная лодка с 65 членами экипажа. 27 января 1968 г. (то есть на другой день) в районе Тулона исчезла подводная лодка "Минерва". 4 марта 1970 г. пропала подводная лодка "Эредис". Такие случаи происходили в данном районе и раньше. 7 декабря 1946 г. здесь затонула подводная лодка и-2326, а 23 сентября 1952 г. подводная лодка "Сибиль". Эти лодки унесли с собою жизни 206 человек, и причины их гибели так и не были установлены.

Вот еще некоторые сведения об авариях подводных лодок.

26 мая 1910 г.
Подводная лодка "Плювиос" (Франция), столкновение с кораблем, погибло 27 человек.
14 сентября 1914 г.
Подводная лодка АЕ-1 (Австралия), причина аварии неизвестна, погибло 37 человек.
18 августа 1923 г.
Подводная лодка L-9 (Англия), поступление воды внутрь корпуса, погибло 88 человек.
15 июня 1940 г.
Подводная лодка "Макалле" (Италия), посадка на мель, погибло 45 человек.
24 октября 1944 г.
Подводная ледка "Тэнг" (США), взрыв, погибло 80 человек.
4 апреля 1953 г.
Подводная лодка "Думлумпинар" (Турция), столкновение, погиб 81 человек.
21 мая 1968 г.
Подводная лодка "Скорпион" (США), причина аварии неизвестна, погибли 99 человек.
12 августа 2000 г.
Подводная лодка "Курск" (Россия), причина аварии неизвестна, погибли 118 (по другим сведениям - 130) человек.
А всего в мире (кроме России - СССР) с 1904 по 1981 г. потерпели аварию 200 подводных лодок, в результате чего погибло не менее 4333 человек (более точную цифру нельзя привести потому, что сведения о численности экипажей ряда затонувших лодок не публиковались). По зарубежным источникам, в 1977- 1989 гг. произошло 14 катастроф советских подводных лодок; количество жертв известно лишь в трех случаях. 21 августа 1980 г. при пожаре на советской подводной лодке, находившейся в районе Окинавы, погибли 9 человек. 3 октября 1986 г. взрыва ракетной установке унес жизни трех советских подводников. А о жертвах третьей катастрофы - на атомной подводной лодке "Комсомолец" - я расскажу чуть ниже.

Советский "Комсомолец" и американский "Трэшер" - самые знаменитые утонувшие подводные лодки. Начнем с американцев.

10 апреля 1961 г. атомная подводная лодка "Трэшер" завершала ходовые испытания после очередного заводского ремонта. На ее борту находилось 129 человек - военный экипаж, представители верфи, где ремонтировалась лодка, и 17 гражданских специалистов. Хроника ее гибели такова:

"В 6.23... подводная лодка подвсплыла на перископную глубину для того, чтобы определить свое место перед глубоководным погружением. К этому моменту она уже прошла континентальный шельф и вышла в район впадины Уилкинсона, где глубина Атлантического океана резко увеличивается с 300 до 2400 метров. В 7.47 с борта лодки сообщили на обеспечивающее судно об окончании последних приготовлений к погружению. Море в это время было спокойным, видимость отличная, скорость ветра не превышала 3,5 м/с.

Около 8 часов командир "Трэшера" капитан-лейтенант Гарвей отдал приказ начать глубоководное погружение. Три человека в ходовой рубке "Скайларка" (обеспечивающего судна) - командир, штурман (оба бывшие подводники) и гидроакустик - склонились над пультом гидроакустического телефона. Кроме них в рубке находился матрос, который вел запись переговоров (на судне не было магнитофона и все сообщения фиксировались в вахтенном журнале).

В 7.54 с борта лодки было принято сообщение: "Все в порядке, продолжаем погружение". Дальнейшие события продолжались cледующим образом:
8.00 - произведена проверка звукоподводной связи.
8.02 - лодка достигла глубины 120 м. Произведен осмотр прочного корпуса, забортной арматуры и трубопроводов.
8.09 - получено сообщение, что пройдена половина пути до предельной глубины погружения. Темп погружения замедляется.
8.24 - проведен очередной сеанс связи.
8.35 - лодка достигла глубины на 90 метров меньше предельной.
8.53 - лодка приблизилась к предельной глубине погружения.
9.02 - получено сообщение, что курс лодке остается неизменным.
9.10 - подводная лодка не ответила на вызов. Не было ответа и на повторный вызов через 1 минуту. Обеспокоенный штурман "Скайларка" взял микрофон у гидроакустика и прокричал в него: "У вас все в порядке? Отвечайте! Отвечайте, ради Бога!" Но ответа не последовало.
9.12 - с борта лодки поступило неразборчивое сообщение, из которого удалось уяснить, что возникли какие-то неполадки, лодка имеет дифферент на корму, подводники пытаются продуть цистерны главного балласта. Через 2-3 секунды послышался шум сжатого воздуха, поступающего в цистерны, продолжавшийся в течение 20-30 секунд. Спустя некоторое время на "Скайларке" услышали последнее искаженное сообщение "Трэшера", в котором понятными были лишь два слова - "...предельная глубина...". Вслед за этим раздался приглушенный неясный грохот. Штурман попытался вспомнить, где он уже слышал подобный шум. Его взгляд упал на переборку рубки и автоматически зафиксировал показание хронометра - 9.17.

Впоследствин Уотсон (так звали штурмана) охарактеризовал слышанный шум как "треск ломающихся отсеков прочного корпуса", знакомый ему по опыту второй мировой войны".

Больше на позывные лодка не отзывалась, и лишь спустя несколько лет американские ВМС сумели найти на дне ее останки. Относительно причин гибели "Трэшера" существует много версий, но большинство специалистов считает, что лодка погибла в результате поступления воды внутрь прочного корпуса через поврежденные трубопроводы или забортную арматуру.

А вот как погиб "Комсомолец". 7 апреля 1989 г. лодка находилась в 120 милях от острова Медвежий в Северном Ледовитом океане. В 12 часов 19 минут с нее передали сигнал бедствия - на борту пожар. Учитывая, что лодка атомная, понятен масштаб грозивших бедствий. Северный Ледовитый океан мог стать морским Чернобылем. Собственно говоря, пожар начался гораздо раньше, чей был передан сигнал бедствия.

Еще в 11.02 старший матрос Нодар Бухникашвили, который нес вахту в корме, подал сигнал тревоги - в седьмом отсеке появился дым. Седьмой отсек был на лодке крайним. Когда командир лодки Евгений Ванин добрался до центрального командного поста, температура в седьмом отсеке поднялась уже до 70 градусов. Командир должен был принять решение: подавать ли газ "лок" (фреон) для подавления огня? Подача газа означала смерть для Бухникашвили. Но выбора в общем-то не было. В шестом отсеке, где расположены турбины и генераторы, были открыты вентили трубопроводов, и фреон пошел в седьмой отсек. Однако к тому моменту в седьмом отсеке лопнул воздухопровод высокого давления, и пламя стал подпитывать кислород. Огонь разгорелся еще больше. Температура достигла 500 градусов. Командир отдал приказ к всплытию.

Пока лодка выплывала, в шестой отсек через поврежденные огнем уплотнения кабельной проводки стал проникать дым. Затем лопнул гидропровод над правым генератором и вспыхнуло вытекающее масло гидросистемы. Об этом успел доложить мичман Колотилин перед тем, как сгореть в отсеке заживо.

Лодка всплыла на поверхность в 11.16, но лишь в 12.19 после девятой попытки выйти на связь "Комсомолец" получил подтверждение о приеме закодированного сообщения. Советский корабль, вышедший на помощь, находился от места аварии в 800 километрах и не мог дойти до лодки раньше чем через 14 часов.

Между тем по всем отсекам пошел едкий дым. Кислородные маски, одетые матросами, мало помогали, поскольку в магистраль сжатого воздуха, к которой подсоединялись маски, попал угарный газ. Но еще до того, как это выяснилось, многие матросы потеряли сознание.

Несмотря на усилия команды, огонь проник в пятый, затем в четвертый отсек, где находился атомный реактор и машины. Несколько матросов с автономными кислородными приборами проникли в горящие отсеки. "В четвертом отсеке,-рассказывал один из них,- мы нашли двоих в бессознательном состоянии. А в пятом мы нашли пятерых в обгоревшей одежде. Они руками пытались загасить пламя. В шестом отсеке огонь был таким сильным, что мы не смогли идти дальше".

Главный механик "Комсомольца" пытался заглушить реактор, опасаясь его взрыва. Корпус лодки, сделанный из прочного и легкого металла - титана - постепенно поддался действию огня. В 16 часов огонь прожег в корпусе первую дыру. В 16.42 командир отдал приказ приготовиться покинуть корабль. На палубе матросы пытались спустить на воду два спасательных надувных плота, но один из них вырвало ветром и отнесло в сторону. Двадцать человек бросились в воду, доплыли до удаляющегося плота и влезли на него.

На мостике лодки остался лишь один человек - мичман Александр Копейка. Люк в рубке был открыт, и мичман колебался, что делать. Он не знал, где находится командир и есть ли кто-нибудь внизу, в рубке. В рубке "Комсомольца" имелась спасательная камера, в которой 4-6 человек могли с большой глубины достичь поверхности, оставшись невредимыми. Но если лодка уйдет под воду с открытым люком, у оставшихся внутри никаких шансов на спасение нет. Копейка решился задраить снаружи люк в рубке. И тут палуба лодки стала уходить у него из-под ног. Нос "Комсомольца" резко задрался вверх, началось хаотическое погружение.

Предельная глубина погружения для "Комсомольца" составляла 900 метров, глубина океана в месте аварии - 1500 метров. Внутри лодки оставалось еще шестеро членов команды вместе с капитаном. Если за время падения лодки на дно им не удалось бы воспользоваться спасательной камерой, она погибли бы. Когда моряки перешли из рубки в спасательную камеру и мичман Виктор Слюсаренко задраил стальную крышку люка, соединявшую отсек центрального командного поста с камерой, капитан обнаружил, что в камере их всего пятеро. Раздался стук в крышку люка отставшего шестого - капитана 3-го ранга Анатолия Испенкова. Но тут послышался страшный грохот и треск, означавший, что корпус лодки не выдержал давления и вода ворвалась в рубку. Надо было срочно отделять спасательную камеру. Естественно, Испенков погиб.

Находившимся в тесной камере морякам пришлось напрячь все силы, чтобы высвободить стопорный механизм. Лодка в это время опустилась примерно на 400-метровую глубину. Цилиндрическая капсула спасательной камеры вылетела на поверхность. Однако при этом внутренним давлением вышибло крышку выходного люка и вместе с воздухом наружу выбросило одного из моряков, который тут же погиб. Из оставшихся в камере только Слюсаренко сумел через открытый лаз выбраться на поверхность и вплавь достичь плота Капитан и двое других моряков вместе с камерой ушли на дно.

На перегруженном вдвое надувном плоту корабельный врач Заяц накладывал повязки на раны обожженным. Моряки, которым не хватило места на плоту, плавали рядом, держась за леера. Однако чрезвычайно низкая температура воды довольно быстро (через 20-40 минут) приводит к такому переохлаждению организма, что руки и ноги перестают действовать, и человек обречен на гибель. "Держитесь зубами",- советовал врач тем, кто, погрузившись в воду целиком или наполовину, окружал плот. Но ослабевших людей одного за другим относило в сторону. У них не было сил даже кричать.

В итоге помощь, прибывшая лишь в 18.20 (спасательные моторные лодки с советской ры- боловецкой базы), сняла с плота 27 выживших членов экипажа "Комсомольца". Остальные 42 человека погибли.

Сигнал бедствия, посланный "Комсомольцем", засекли норвежские ВМС, которые могли бы выслать на помощь морские спасательные вертолеты. Но руководство советских ВМС, руководствуясь амбициозными соображениями, не захотело сразу признать факт тяжелой аварии, а по собственной инициативе норвежцы вертолеты не выслали. Бог им всем судья.

Один из самых гибельных участков Мирового океана располагается к югу и юго-востоку от мыса Доброй Надежды. Но мыс этот носит и другое название - мыс Бурь. Так назвал его португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш, первый из европейцев достигший его. С давних времен на счету у мыса Доброй Надежды огромное количество погибших кораблей. В 1716 г. сильный шторм в Столовой бухте потопил 42 голландских фрегата. В 1799 г. здесь были выброшены на рифы 2 военных корабля и 8 торговых; при этом лишь на одном корабле - английском "Скипетре" из 491 члена экипажа погибли около 400.

И поныне этот район по-прежнему опасен для кораблей, особенно у юго-восточного побережья Африки между мысом Дернфорд и мысом Ресифе. Причиной этому так называемые "волны-убийцы", внезапно возникающие в океане, порой даже при спокойной погоде. Волны эти имеют крутой, передний склон, за которым следует пологая ложбина, и достигают в высоту 15-20 метров (зафиксированный рекорд - 24 метра). Подобная "волна-убийца" в 1909 г. потопила пароход "Уарита" с 211 членами экипажа и пассажирами. В 1968 г., огибая африканский континент с юга, жертвой "волны-убийцы" стал супертанкер "Уорлд Глори" - он был переломлен, как спичка, и почти мгновенно затонул с 22 членами команды. Спустя несколько лет в Тихом океане штормовые волны уто- пили три американских военных корабля, при этом погибли 800 человек.

Бывают случаи, когда волны разрушают даже укрепленные береговые маяки. Так погибли пять человек, которые несли вахту на маяке у входа в пролив Унимак (Аляска). Маяк был разрушен гигантской волной, и на другой день после шторма самолет-разведчик обнаружил на его месте лишь развалины фундамента.

Особую опасность представляет водная стихия для рыбаков. Так, ураган, обрушившийся; на Бангладеш в начале мая 1991 г застал в море более 5 тысяч рыбаков на маленьких суднах. Почти все они погибли, так как не смогли приблизиться к берегу из-за бушующих волн.

Профессия рыбака всегда была рискованной, а уж в прошлые века особенно. В Дании есть маленький приморский городок Соннерхо, где исстари живут рыбаки. Здесь на берегу моря стоит печальный памятник погибшим рыбакам - фигура матери с детьми, которые скорбно всматриваются в морскую даль. На пьедестале памятника выгравировано более 500 имен местных рыбаков, ушедших в море навсегда...

Но особенно много людей погибает при катастрофах пассажирских кораблей и паромов. Среди знаменитых кораблекрушений XX века - гибель пароходов "Берлин", "Титаник", "Эмпресс оф Айрленд", "Истленд", "Адмирал Нахимов".

Столкновение "Титаника" с айсбергом в Атлантическом океане в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. многократно описано в разных изданиях, поэтому я ограничусь лишь статистикой. На "Титанике" в эту ночь находилось 2207 человек, а 16 спасательных шлюпок и 4 плота корабля были рассчитаны на 1178 человек. То есть свыше тысячи человек были заранее обречены на гибель в случае возможной катастрофы *. Погибло же еще больше - 1500 человек. Из 1178 мест, имевшихся в спасательных шлюпках, оказались заняты 711. Более 400 жертв добавилось из-за того, что руководство "Титаника" не сумело провести спасательную операцию организованно.
Подробнее...

Весьма поучительно посмотреть, как распределился по процентам "классовый" состав спасшихся. 63 процента - это пассажиры первого класса, 42 процента - второго и только 25 процентов - третьего класса. Из 706 человек, находившихся на промежуточной палубе "Титаника" (в основном это были бедные переселенцы, плывшие в США в поисках лучшей доли) в живых осталось лишь 178. Некоторые газеты писали, будто команда парохода мешала пассажирам третьего класса выбраться из чрева судна на верхнюю палубу и попасть в спасательные шлюпки. Но эта сенсация дутая. Пассажирам никто не мешал. Просто им никто не сообщил, что "Титаник" тонет. Офицеры и команда парохода предоставили пассажиров третьего класса самим себе. Большинство людей в кормовой части промежуточной палубы почти до самого конца оставались на своих местах, боясь разлучиться со своими скромными пожитками. Они надеялись на лучшее и молились Богу. Когда вода проникла в помещение, где они находились, все спасательные шлюпки уже отошли от "Титаника".

Пароход "Берлин", совершая плавание из английского порта Гарвич через Ла-Манш, попал в жестокий шторм и 21 февраля 1907 г. потерпел крушение у берегов Голландии (гавань Хук-ван-Холланд). Огромная волна швырнула пароход на угол каменно-бетонного мола. Внезапность катастрофы и тяжелейшие погодные условия привели к тому, что из 144 человек, находившихся на борту корабля, погибли 129.

29 мая 1914 г. пассажирский лайнер "Эмпресс оф Айрленд" канадской компании возле мыса Нок-Пойнт (залив Св. Лаврентия) столкнулся с норвежским грузовым пароходом "Сторстад". Чудом спасшийся врач лайнера Джеймс Грант вспоминал: "Катастрофа была настолько внезапной, что десятки пассажиров так и остались на своих койках, а другие оказались пленниками в своих каютах, словно мыши в западне,- пассажиры провели на судне всего один день и еще не успели ознакомиться с расположением его помещений. В панике многие не смогли даже найти выход из коридора на верхние палубы. Это в основном и явилось причиной того, что число жертв катастрофы оказалось столь ужасным".

Из 717 пассажиров нижних палуб около 600 не смогли выбраться наверх. Естественно, спущенных на воду шлюпок оказалось меньше, чем нужно. Многие просто попрыгали в воду.

Историк морских катастроф Л. Скрягин так описывает последние минуты "Эмпресс оф Айрленд": "Старший стюард лайнера Август Гаад... с трудом прокрался по накренившейся палубе на мостик. Там стоял, держа рупор в руке, капитан Кендалл.
- Да, приближается, кажется, конец, сэр,- сказал старший стюард.
- Именно, и ужасный к тому же! - ответил капитан.
Это случилось, когда две огромные трубы "Эмпресс оф Айрленд" легли плашмя на воду. Взрыв котла в секунду решил судьбу тех, кто боролся за жизнь в холодной воде или остался запертым в заливаемых водой машинном и котельном отделениях. Более десяти машинистов и кочегаров были обварены перегретым паром... Пар, находившийся под очень высоким давлением, выбросил на поверхность воды из нутра парохода массу обломков железа и дерева. При этом искавшие спасения в холодной воде люди или были обожжены паром, или получили ранения от разлетевшихся обломков. От взрыва котлов лежавший на боку - лайнер содрогнулся, словно в предсмертной судороге. Поднялась высокая волна, она перевернула две перегруженные шлюпки и захлестнула барахтавшихся в воде людей.

Пассажир Джон Блэк из Оттавы, оказавшийся в воде, позже писал: "Ко мне приближалась переполненная людьми шлюпка. Она, идя вдоль борта погружавшегося лайнера, была от меня в нескольких ярдах. Вдруг сверху на нее упала сорвавшаяся с верхней палубы огромная железная рубка. От страха я закрыл глаза и стал молиться. Когда я снова посмотрел, то вместо шлюпки и сидевших в ней полусотни человек я увидел в воде несколько деревянных обломков" [20].

Тех, кто не попал в шлюпки, ждала смерть от холода - температура в заливе Св. Лаврентия не превышала 5 градусов по Цельсию. Общий итог этой трагедии: из 1477 человек, находившихся на борту парохода, погибли 1012 человек.

"Я список кораблей прочел до середины..." - написал когда-то Осип Мандельштам о перечнслении судов в поэме Гомера. Мы можем повторить эти слова по отношению к погибшим кораблям. Чтобы дочитать их список до конца, нужна долгая бессонная ночь.

24 июля 1915 г. экскурсионный пароход "Истлэнд" из-за перегрузки перевернулся у причала реки Чикаго (США). По данным правительства, погибли 835 человек, следственный врач заявил журналистам, что насчитал в городском морге 1300 трупов, а местные газеты утверждали, что число жертв - 2100 человек.

В 1928 г. шторм у восточного побережья США погубил английский грузопассажирский пароход "Вестрис". 159 человек нашли свою смерть в воде.

Французский пароход "Сен-Филибер", затонувший 15 июня 1931 г. в Бискайском заливе у мыса Сен-Жильда, увлек с собой на дно 462 человека.

Крупные морские катастрофы не обошли и нашу страну. В конце августа 1986 г. в двух милях от берега и в восьми милях от порта Новороссийск столкнулись сухогруз "Петр Васев" и пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Сухогруз протаранил пароход, и тот ушел на дно в рекордно короткий срок - за 8 минут. Из 1200 пассажиров погибли 423, а затем, при проведении подводных работ, еще 2 водолаза. Большинство погибших на "Адмирале Нахимове" не успели выбраться из внутренних помещений на палубы. Тем же, кто выбрался, пришлось основательно поплавать в морской воде прежде, чем подоспела помощь. К счастью, вода в это время года была достаточно теплой.

При низкой температуре воды потерпевшие кораблекрушение имеют все шансы погибнуть от переохлаждения, ну а если дело происходит в средних широтах, то здесь подстерегает еще одна опасность - акулы. Называемые морскими ищейками, они могут учуять литр крови, растворенный в миллионах литров воды, обнаружить тот или иной запах за 500 метров от источника, несмотря на сильное течение.

Ночью 28 ноября 1942 г. у восточного побережья Южной Африки был торпедирован транспортный корабль "Нова Скотиа". Погибла тысяча итальянских военнопленных, находившихся на борту, и многие из них нашли свою смерть в пасти акул. Причем, по мнению Дж. Л. Б. Смита (Университет Родса), "акулы предпочитали нападать на живых людей, а не довольствоваться изувеченными трупами" [21].

Когда в ноябре того же 1942 г. во время боя американцев и японцев у острова Гвадалканар был потоплен зенитный крейсер "Джуно", несколько десятков спасшихся на плоту моряков были съедены акулами. Впадавшие от голода и жажды в лихорадку и бред, моряки спускались с плота в воду и становились добычей морских хищников.

Особенно опасно находиться в воде, когда в нее попадает кровь или лимфа. Акулы при этом приходят в неистовство, и ничто, кроме смерти, не может их остановить. Они кусают любой движущийся предмет, а их мощные тела с колоссальной силой бьют по воде, вздымая кровавую пену. Если в этой бешеной свалке будет случайно укушена одна из акул, то ее сородичи набросятся и разорвут ее в клочья.

Австралийский ученый В. М. Копплсон, исследующий поведение акул с 1919 г., утверждает, что акула, хоть раз попробовавшая человеческого мяса, возможно, навсегда приобретает к нему вкус.

Нередки случаи нападения акул на купающихся. В 1952 г. 17-летний гоноша, плававший в 200 метрах от калифорнийского побережья, вдруг заметил акулу. Пловец стал махать рукой, и на берегу поняли, что ему требуется помощь. Тотчас же 5 человек, крепких и сильных, поплыли ему на выручку, прихватив с собой надутую камеру - чтобы юноше, травмированному видом акулы, было легче плыть.

Спасатели доплыли до молодого человека и, окружив его, направились к берегу. Акула, ходившая кругами, вдруг бросилась вперед и смертельно ранила именно этого юношу.

В Австралии крупная тигровая акула, выловленная и помещенная в специальный аквариум, через неделю после поимки отрыгнула человеческую руку, которая сохранилась настолько, что полиция смогла установить по татуировке личность человека, исчезновение которого наделало много шума.

В июле 1916 г. на побережье возле Нью-Джерси (США) бродячая белая акула длиной 2,5 метра за десять дней убила 4 человека, в том числе мальчика, которого она растерзала в 37 километрах от океана, зайдя в реку Мэта-ван-крик.

А всего в мире с 1917 по 1961 г. известно 560 нападений акул на людей, и более 200 из них кончились гибелью человека. Справедливости ради следует отметить, что не все акулы едят людей. Людоедами считаются лишь 12 разновидностей из 250, а самой агрессивной является белая акула (Carcharodon carcharias).

Не так давно социологи установили, что самую большую опасность для людей, спасшихся во время кораблекрушение на плотах в открытом море представляют... сами люди. Даже если на плотах имеется достаточное количество еды и питья, из каждых 100 человек выживают лишь 10. По мнению знаменитого французского путешественника Алена Бомбара, виною этому страх смерти, пассивность, нежелание бороться за жизнь.

Однако в 1982 г. болгарский врач Гаро Томасян провел эксперименты, доказывающие, что причиной упадка сил и гибели потерпевших кораблекрушение является не конкретная угроза смерти, а психические перегрузки, вызванные сосуществованием случайных людей на тесном пространстве.

Много шансов погибнуть и у тех, кто пользуется морскими паромами. Несмотря на то, что маршруты пассажирских паромов проходят в прибрежных водах, до сих пор они тонут довольно регулярно.

В 1987 г. через 11 минут после отхода от пристани Зебрюгге (Бельгия) в Северном море перевернулся паром "Геральд оф фри энтерпрайз". В ледяной морской воде погибли 134 человека, пожелавших совершить однодневную увеселительную поездку. Трагедия произошла из-за того, что не были вовремя закрыты огромные наружные двери, каждая весом 12 тонн. Когда паром на большой скорости (15 узлов) вошел в зону течения, балластные отсеки быстро наполнились водой, грузовая палуба опустилась почти до уровня моря. Морская вода внезапно хлынула через незакрытые наружные двери. Автомобили в грузовых отсеках, сорвавшись с креплений и уткнувшись в борт, накренили судно еще больше. На судне также находились 133 бочки с токсичными веществами (цианидом).

Подобные трагедии происходят и в самых, казалось бы, безопасных местах. В 1989 г. на Темзе, в центре Лондона, вблизи моста Саутуорк был протаранен огромной землечерпалкой небольшой речной трамвай. В течение 2 минут он затонул и погрузился на глубину 8 метров. Произошло это около двух часов ночи.

Один из спасшихся пассажиров рассказывал: "Ночь для сабантуя на реке была отличной. Возможно, именно это обстоятельство и спасло мне жизнь. Я встретился с друзьями и поднялся на борт речного трамвая "Марчионесс" на причале "Чарингкросс". Все мы были гостями человека, зафрахтовавшего судно для прогулки по случаю дня рождения.

Я стоял у носа судна, беседуя с друзьями. Мы плыли уже примерно 20 минут и смеялись над уродливым обликом зданий на берегах, когда внезапно ощутили легкий толчок. Первая мысль, пришедшая в голову,- мы на что-то наткнулись. Но, оглянувшись, я увидел над собой гигантский корпус землечерпалки. Кто-то воскликнул: "Переворачиваемся!" Через несколько секунд наше судно действительно перевернулось.

Мне очень повезло, ибо я стоял у левого борта в момент, когда "Марчионесс" дал крен вправо. Пока речной трамвай переворачивался, мне удалось забраться на корпус. В результате, совершенно сухой, я очутился на боку плоскодонного судна. Вокруг меня не было никого. Остальные исчезли под перевернувшимся теплоходом, в том числе и друзья, с которыми я беседовал. Меня спасло, возможно, то обстоятельство, что я находился на верхней палубе. Те, кто танцевал палубой ниже, оказались в плену. Внезапно я осознал, что "Марчионесс" медленно возвращается в вертикальное положение. У меня промелькнула мысль, что пассажиры смогут выбраться. Затем понял: мне надо как можно скорее прыгать в воду, что я и сделал.

Я вынырнул в нескольких ярдах от тонущего речного трамвая и обнаружил, что меня сносит очень мощный поток. Ухватиться было не за что. Изо всех сил работая руками и ногами, попытался добраться до пришвартованных к противоположному берегу двум баржам. К счастью, я хороший пловец. После очень большого, как мне показалось, промежутка времени я почувствовал под ногами нечто похожее на дно. И я встал во весь рост. Воды было по колено. Тишину нарушали отдаленные крики тонущих пассажиров" [22]. Прогулочный катер "Марчионесс" вмещал 149 человек. 60 из них погибли.

Время от времени приходят новые сообщения о подобных случаях. Так, 19 апреля 1991 г. по меньшей мере 72 человека (в основном нигерийцы) утонули в результате гибели пассажирского парома у западного побережья Африки, в водах Экваториальной Гвинеи.

15 декабря 1991 г. в Красном море затонул, наткнувшись на рифы, египетский теплоход "Салем экспресс", совершавший паромные перевозки между саудовским городом Джидда и Суэцем. Погибло около 950 человек.

В воде гибнут не только жертвы морских и речных катастроф, но в еще большем количестве - купальщики. В водоемах России, например, ежегодно уходят на дно примерно 17 тысяч человек (в том числе в водоемах Москвы - 700). Подавляющая часть неосторожных купальщиков - люди в возрасте от 30 до 50 лет.

Среди известных людей, нашедших смерть в воде, назову лорда Китченера, английского военного министра (его корабль подорвался на мине). Большое количество людей из высших сфер погибло во время крушения "Титаника". Билет через Атлантику в один конец на роскошном лайнере стоил 4350 долларов (по тем временам огромная сумма). Подобную цену могли заплатить лишь очень состоятельные люди. Они и заплатили - мультимиллионеры Джон Джей- коб Астор и Бенджамин Гуттенхайм, просто миллионеры Исидор и Ида Страус, Уильям Картер, издательский магнат Генри Слипер Харпер... Заплатили за свою смерть. Среди других известных жертв "Титаника" - его конструктор Томас Эндрюс, гордившийся непотопляемостью своего детища, и майор Арчибальд Батт, адъютант президента США Г. Тафта.

Купаясь в озере, утонул американский певец Дин Рид (существует версия, что это было самоубийство). А бас-гитарист группы "Rolling Stones" Брайан Джонс захлебнулся водой в бассейне, поскольку влез в него в состоянии наркотического опьянения. Нашел свою смерть в волнах Волги скрипач советской группы "Аквариум" Александр Куссуль. Утонули советские литературоведы Борис Томашевский и Николай Степанов.

В 1969 г. на острове Чаппакуидик сенатор Эдвард Кеннеди съехал на автомобиле с моста в воду. Сам он остался жив, сумев выбраться на берег, но под водой погибла его спутница - молодая женщина Мэри Джо Копечне. Кеннеди сообщил полиции о происшествии лишь через несколько часов. Автомобильная авария стоила сенатору возможности претендовать на пост президента США, поскольку то, что Кеннеди не пришел на помощь даме (неважно, по какой причине), в глазах американцев не имеет оправдания.

Самая знаменитая жертва утопления в средние века - предводитель немецких рыцарей Фридрих I Барбаросса, который утонул, переправляясь через горную речку в Киликии, во время третьего крестового похода.

Рекордное количество погибших на одном корабле - 7700 человек. Они находились на немецком лайнере "Вильгельм Густлофф", торпедированном 30 января 1945 г. у Данцига (Балтийское море) советской подводной лодкой.


* Во время расследования катастрофы владелец "Титаника" пароходная компания "Уайт стар" доказала, что она всего лишь выполняла действовавшее в то время в Великобритании положение о безопасности плавания судов, согласно которому всякое пассажирское судно водоизмещением свыше 15 тысяч тонн должно иметь не менее 16 спасательных шлюпок. Правило это было введено в 1899 г., когда еще не было таких гигантских судов, как "Титаник".

Титаник" --------------------------------------------------------------------------------

Пассажиры ужинали, танцевали, многие уже готовились ко сну. И никто даже не мог предположить, что через несколько мгновений случится катастрофа. Огромный айсберг разрушил миф о непотопляемости "Титаника". Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее - "Титаник". Спущенный на воду с Королевских верфей, "Титаник" ушел в свое первое плавание - и не вернулся. Невиданная катастрофа потрясла мир.

Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тщеславие и гордыня были жестоко наказаны: колоссальный айсберг в считанные мгновения вспорол корпус "Титаника", сделанный из двух слоев стали, и ледяная вода Атлантического океана хлынула в отсеки.

"Титаник" затонул в считанные часы. Оркестр еще играл популярный шлягер, а корабль уже начал погружаться в черные воды океана. Роскошный пароход-гигант считался символом "золотого века", который оборвала первая мировая война. Американский писатель Том Шейлз сказал: "Это был не просто корабль, это была капсула времени, унесшая с собой в могилу весь блеск и тщеславие "золотого века".

Можно ли было избежать чудовищных человеческих жертв при трагедии "Титаника"? Да, утверждают исследователи. Если бы владельцы судоходной линии "Белая звезда" оснастили пароход достаточным количеством шлюпок и плотов, спастись удалось бы не сотням, а, возможно, тысячам пассажиров. Но хозяева даже мысли не допускали, что корабль может затонуть.

Короткая и драматичная жизнь "Титаника" началась в конструкторских бюро судостроительных верфей Харланда и Уолфа в Белфасте, Северная Ирландия. Его создатели, увы, больше заботились о роскоши и скорости, чем о безопасности плавания.

Проектировщики представили "революционный" проект, согласно которому корабль должен был оставаться на плаву при любом происшествии на море. Проект предусматривал создание шестнадцати водонепроницаемых отсеков вдоль корпуса корабля. Переборки между отсеками отличались особой прочностью - такой тип переборок еще не использовался ни в гражданском, ни в военном флоте. Создатели "Титаника" уверяли, что корабль не получит сколько-нибудь серьезного крена, даже если окажутся полностью затопленными два отсека.

Опытнейшие кораблестроители и дизайнеры, инженеры, клепальщики, столяры-краснодеревщики и другие специалисты самоотверженно трудились, создавая самый роскошный корабль в мире. Все на нем поражало и вызывало удивление. Длина "Титаника" составляла 275 метров; четыре огромные дымовые трубы диаметром 6,7 метра каждая словно четыре башни возвышались над этой громадиной, высота которой от киля до тоновых огней равнялась высоте одиннадцатиэтажного дома. Вес корабля составлял 46 тысяч тонн. Специально спроектированные двигатели мощностью в 50 тысяч лошадиных сил позволяли этому гиганту двигаться со скоростью 23 узла в час. Пассажиры первого класса могли, что называется, купаться в роскоши. На корабле для них был сооружен плавательный бассейн - в ту пору новинка в судостроении. Пассажиры могли во время плавания нежиться в турецких банях, заниматься гимнастикой в роскошном спортивном зале, играть в теннис на специальном корте, отдыхать в "версальской гостиной", в "парижском кафе", в пальмовом саду, в многочисленных музыкальных салонах, ресторанах и барах. Для пассажиров первого класса были оборудованы шикарные апартаменты и каюты-люкс, для остальных - удобные каюты второго и третьего класса. Администрация пароходной линии "Белая звезда" широко разрекламировала "Титаник" - самый большой и роскошный корабль в мире. Наверное, поэтому список пассажиров первого рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк представлял из себя подлинный справочник "Кто есть кто". Там фигурировали фамилии самых богатых и известных людей того времени: финансиста Бенджамина Гугенхейма, прославившегося своей благотворительностью; его именем впоследствии был назван знаменитый музей искусств в Нью-Йорке; совладельца крупного универсального магазина "Мэйсиз" Исидора Штрауса; американского художника Фрэнсиса Миллета и многих других богачей и знаменитостей. Многие из них отправились в путешествие со своими семьями.
Строительство "Титаника" обошлось тогда в 4 миллиона фунтов стерлингов. В сегодняшних ценах - это 100 миллионов - совершенно фантастическая сумма. В свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк корабль отправился под британским и американским флагами 10 апреля 1912 года. На его палубах разместились 20 спасательных шлюпок - на четыре больше, чем требовал Британский кодекс торгового мореплавания, но страшно мало для того, чтобы поместить на них всех пассажиров корабля-монстра.
Первые пять дней, проведенные в открытом море, не принесли команде "Титаника" никаких неожиданностей. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита...

В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!" Одновременно прозвучали три удара судового колокола - предупреждение о надвигающейся опасности. Тридцать секунд спустя произошло столкновение лайнера и ледяной горы. Оно потрясло огромный корабль, обрушив массу ледяных осколков на шикарные палубы из тикового дерева. Из своих кают высыпали пассажиры. Они любовались сказочной картиной: в ночи, под электрическими прожекторами льдины сияли, как алмазы.

Еще никто не осознавал, что произошло, никто не ощутил зловещего дыхания смерти. Люди смеялись, подбирали острые осколки. Надводная часть айсберга по высоте составляла примерно около 30 метров. Можно только попытаться вообразить, как огромно было то, что скрывалось под водой. Айсберг пробил большую брешь в правом борту корабля и легко, как бумагу, разорвал водонепроницаемые отсеки, на которые возлагались такие большие надежды. В гигантский корабль с невероятной скоростью хлынула ледяная вода.

Сначала были полностью заполнены первые пять отсеков, затем вода начала поступать в шестой и седьмой, и постепенно все отсеки были заполнены водой. Слишком медленно до капитана Смита начала доходить невероятность происходящего. Слушая доклады офицеров о катастрофе, он просто не мог поверить своим ушам. А драгоценные минуты уходили впустую. Лишь в полночь капитан приказал пассажирам садиться в шлюпки, а терпящий бедствие корабль подал сигнал "SOS".

Эвакуация сопровождалась многочисленными человеческими трагедиями. Так, Ида Штраус отказалась оставить мужа и занять место в шлюпке. Когда лайнер скрылся под волнами, она приняла смерть вместе с любимым. А вот председатель пароходной линии "Белая звезда", который нес моральную ответственность за тысячи пассажиров "Титаника", не проявил такого мужества. Он прыгнул в шлюпку и... провел остаток жизни, презираемый и осуждаемый всеми, кто его знал.

Узнав о катастрофе, угольный король Гугенхейм и его камердинер Виктор Джиглио надели вечерние костюмы и приготовились к встрече со смертью как истинные джентльмены. Утонули десять миллионеров. Вместе с ними на дно ушли бриллианты и другие богатства, оцененные потом в 4 миллиона фунтов стерлингов.

Из-за нечетких действий команды на палубах "Титаника" возникла паника. На борту помимо шлюпок имелись разборные плоты, на которых могли спастись многочисленные пассажиры, но вовремя их не собрали и хранились они в неподходящих местах.

Когда начался губительный крен корабля, в ночное небо над океаном были пущены сигнальные ракеты - последняя призрачная надежда капитана на помощь проходящих судов. Трудно было рассчитывать на удачу, и все-таки счастливый случай мог помочь обреченным. Вахтенный пассажирского парохода "Калифорния", находившегося в девятнадцати милях от терпящего бедствие "Титаника", заметил сигнальные ракеты.

Но, как это часто случается, судьба не дала жертвам катастрофы последнего шанса. Вахтенный принял сигналы бедствия, призыв о помощи за обычные осветительные огни другого парохода, и "Калифорния" в блаженном неведении дрейфовала в ледяном поле всю ночь. Только в пять часов утра ее капитан решил направиться в подозрительную зону. К тому времени "Титаник" уже давно покоился в своей мрачной ледяной могиле. Самая трагическая судьба постигла пассажиров-иммигрантов, занимавших каюты третьего класса. Находясь в нижних ярусах корабля, они попали в настоящую ловушку, поскольку американская иммиграционная служба приказала закрыть на ключ все двери, ведущие на верхние палубы. К тому времени, когда толпы людей вырвались наверх, большая часть спасательных шлюпок была уже спущена на воду.

Через два часа тридцать пять минут после катастрофы крен "Титаника" составлял почти 90 градусов, то есть корабль практически лежал на борту. А затем суперлайнер исчез под водой, образовав на поверхности моря гигантский водоворот, который втягивал людей и обломки такелажа. Послышалось агонизирующее шипение, море вздули массивные воздушные пузыри, образовавшиеся в результате взрыва паровых котлов - и все закончилось. "Титаник" стал медленно опускаться на четырехкилометровую глубину.
Пароход "Карпатия", принявший SOS, на всех парах летел к месту катастрофы. Прибыл он с опозданием в один час, но успел подобрать людей, которые спаслись на шлюпках. Таких счастливцев, как уже указывалось, оказалось 705 человек.
Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами.
В 1968 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части.

Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькие дети...

Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф.

Познакомься с народом
home
Напишите мне



Сайт управляется системой uCoz