Пытка
сапогом
Наблюдатели
того времени считали, что пытка сапогом причиняла «самую острую и жестокую
боль в мире»
. Видеть, как человек подвергается таким мукам, было столь страшно,
что, как пишет Бернет,
«когда предстояло применить сапог, что полагалось делать в присутствии
совета, многие его члены просто разбегались».
По этой причине пришлось даже издать приказ, оговаривающий наличие в
обязательном порядке оп- ределенного числа
членов совета, без такого приказа этот ор- ган просто прекратил бы свое
существование.
Инструмент этой пытки представлял собой железный кор- пус, изготовленный
в форме сапога, куда
помещалась обна- женная нижняя конечность от ступни до колена. Между
телом и стенками приспособления вставлялись деревянные или ме- таллические
клинья, которые затем забивали внутрь молот- ком. Клинья рвали плоть
и зачастую ломали и дробили кости самым ужасающим образом, пытка продолжалась
до тех пор, пока жертва не сознавалась. Редко случалось, чтобы кто-либо
из тех, кто ей подвергался, не остался бы калекой на всю жизнь.
Сапог, похоже, не нашел широкого распространения в су- дах инквизиции
Европы, хотя часто использовался в Англии и Шотландии. Джон Спрюэлл
(Spruell), обвиненный в Эдинбурге в 1681 году в участии в заговоре с
целью сверже- ния герцога Иоркского и упорно отрицавший свою о нем осве-
домленность, был подвергнут такой пытке в присутствии гер- цога
Иоркского и многих других знатных лиц. «Палач поместил его ногу в приспособление,
называемое сапогом, и вместе с каждым задаваемым ему вопросом нано-
сил пять или около того ударов по клиньям...
Когда же этим добиться ничего не удалось, было приказано доставить старый
сапог, поскольку используемый палачом новый оказался яко- бы никуда
не годным. Принесли старый сапог, и узника под- вергли пытке во второй
раз,
но он стоял на том, что уже гово- рил прежде. Генерал Делзайел (Delziel)
во время второй пыт- ки высказал претензию относительно того, что палач
недоста- точно сильно бьет по клиньям. На что тот ответил, что бьет
изо всех сил, и
предложил генералу молоток, чтобы юн вместо него попробовал сделать
это сам». В Шотландии также широко использовалось приспособле- ние под
названием caspicaws(теплый чулок) или caschielawis.
Оно представ- ляло собой эквивалент зловеще знаменитого «испанского
са- пога», железного футляра для
голени и ступни, оснащенного винтовым механизмом для сдавливания икроножной
мышцы. В некоторых случаях его
раскаляли докрасна либо до, либо по- сле того, как в него помещали обнаженную
ногу. Сама проце- дура в разных странах носила некоторые отличия, хотя
прин- цип оставался неизменным повсюду. Согласно Питкейрну, в Шотландии
бытовал обычай
помещать ногу в железный футляр, который после этого начинали постепенно
раскалять при помощи переносной печи. По мере нагревания металла уз-
нику задавали вопросы.
Боль была столь непереносимой, что жертва, как правило, была вынуждена
сознаваться во всем, чего бы следователи только ни пожелали. Относительно
применения этой пытки существует множе- ство свидетельств. В 1596 году
таким способом вырвали при- знание у Элисона Бальфура и Томаса Пэлплы,
хотя лишь по- сле того, как они перенесли страшные мучения.
Пэлплу, на- пример, «держали в caschielawis одиннадцать дней и одиннад-
цать ночей, дважды в день на
протяжении четырнадцати дней его обнаженным пытали при помощи towis
(жгутов), которые не оставили на его теле ни кожи, ни плоти». Женщины
также не избавлены от пыток сапогом. 1 фев- раля 1631 года тайный совет
в составе семнадцати членов приказал «подвергнуть Маргарет Уод (Wod)
пытке сапо- гом в 10 часов утра в помещении мирского совета Эдинбург
га. Во время пытки присутствовать совету в полном со- ставе». Эта пытка
часто применялась в различных вариантах. В Отане (Autun), пишет Делакруа,
использовались высокие сапоги, изготовленные из пористой кожи.
Обутую в такие са- поги жертву привязывали к расположенному у жаркого
огня столу.
Затем начинали лить кипяток, который пропитывал са- поги и обваривал
плоть на ногах узника.
В других случаях при- менялись чулки, сделанные из пергамента. Прежде,
чем надеть на узника, их вымачивали, затем жертву
располагали в непо- средственной близости от огня. Высыхая, пергамент
значи- тельно сокращался в размере и причинял при этом непереноси- мые
мучения. Еще одна форма пытки сапогом была известна под назва- нием
Brodequins. Узника усаживали на прочную скамью, с внешней и внутренней
стороны каждой голени туго привя- зывали крепкой веревкой по две
деревянные дощечки подхо- дящей длины и ширины, затем обе голени в их
«футлярах» связывали вместе.
После этого между двумя центральными дощечками молотком забивали деревянные
или металличес- кие клинья.
В случае обычной пытки, обходились четырьмя клиньями, для строгой пытки
их требовалось уже, восемь.
Желаемый эффект достигался тем, что крепящие дощечки шнуры врезались
в тело, причиняя мучительную боль. Во многих случаях ломались или трескались
кости. Пытка такого рода. широко практиковалась в Шотландии в XVII столетии.
Некий побывавший там англичанин, как отмечает Моурер («Краткое описание
Шотландии»), рассказывает о ней так:
«Четыре узкие дощечки достаточной для голени длины и чем-то напоминающие
те, которыми мы огораживаем сажен- цы от кроликов, сбивают вместе и
втискивают со всех сторон клинья так туго, что они, не в силах терпеть
боль,
обещают признаться во
всем, только бы от нее избавиться».
|