Вздергивание, или пытка блоком

Пытка блоком известна как первая пытка инквизиции. При ее применении жертву, как обычно, раздевали до под- штанников, ноги заковывали в кандалы, а запястья туго свя- зывали за спиной. Затем на них закрепляли прочную веревку и перекидывали ее через укрепленный в потолке камеры пы- ток блок. Палачи вздергивали узника на веревке на высоту около шести футов от пола.
В таком положении к ножным кандалам подвешивали тяжелые железные грузы, вес кото- рых, как правило, достигал примерно 100 фунтов. На этой стадии жертве вновь предлагали открыть всю правду.
Отказ влек за собой нанесение нескольких ударов бичом пообнажен- ной спине. Затем следовало повторение вопросов. Если жерт- ва и тогда не сознавалась, это служило палачам сигналом при- ниматься за дело всерьез.
Они начинали тянуть веревку, под- нимая жертву чуть ли не к самому потолку. Затем отпускали веревку, позволяя жертве пролететь несколько футов, и резко останавливали это стремительное падение, не допуская каса- ния грузами пола. Рывок, который испытывало тело из-за та- кого внезапного прекращения падения, передавался на все ко- сти, суставы и нервы.
В большинстве случае он влек за собой вывихи. Процедура повторялась вновь и вновь до тех пор, по- ка преступник не сознавался или не терял сознание. Согласно анонимному автору «Истории инквизиции» (1828) при применении этой пытки существовали различные степени жестокости, и в каждом конкретном случае она зави- села от характера преступления, в котором обвинялся заклю- ченный, и прихоти судьи. Та или иная степень применения данной пытки объявлялась при вынесении приговора.
Так, ес- ли судья говорил: «Допросить заключенного под пыткой», — его просто подвешивали на веревке.
Если же судья объявлял: «Подвергнуть его пытке», — заключенного вздергивали только один раз; Когда судья произносил слова: «Подверг- нуть пытке с пристрастием», — это означало вздергивание два раза, «пытать со ст
рогостью» — три вздергивания и «пы- тать со всей строгостью» — три вздергивания «с выкручива- нием и подвешиванием к ступням дополнительных грузов».

 

 

 

Пытка колесом

Этот способ казни, при котором наступлению смерти пред- шествуют ужаснейшие и зачастую весьма долгие мучения, яв- ляется древнейшим. В свое время он имел, очевидно, религиоз- ный смысл.
На протяжении веков он обретал многие формы. О его использовании упоминают Иосиф, Лукиан, Атеней (Athenaus) и другие древние авторы, хотя остаются сомнения относительно точной формы, в которой применялась эта пытка в те далекие дни.
Галлонио указывает, что разновидностей ко- лес имелось множество. Помимо того, что тело жертвы ломали на подобии тележного колеса, как это делалось в Средние ве- ка, он также упоминает такую практику, когда преступника привязывали к широкому колесу, напоминающему более ци- линдр, и либо спускали это приспособление вместе с человече- ским грузом со склона холма или горы, либо катили его по вко- панным в землю железным шипам. Иногда шипами оснащали и само колесо.
Согласно Гримму, одно время в некоторых стра- нах было принято возить по телу жертвы тяжелые крытые по- возки до тех пор, пока не будут переломаны все кости. Колесование широко применялось в Европе как мера наказа- ния преступников, особенно в XVIII веке. Трудно вообразить более жестокий и отталкивающий способ отнять у человека жизнь.
Преступника укладывали спиной на самое обычное те- лежное колесо и прочно привязывали к спицам. Нередко вмес- то колеса использовали деревянные доски, сколоченные в гру- бое подобие колеса, или довольствовались парой балок, скреп- ленных в форме андреевского креста. Палач, вооружившись ку- валдой, железным брусом или тяжелой дубинкой, ломал жерт- ве одну за другой руки и ноги, нанося в конце концов coup de grace в область живота.
В некоторых случаях зверская жестокость судей проявляла себя в вынесении приговоров, предусматривавших продление срока страданий, которые предстояло перенести осужденному до того, как их прекратит смерть.
Так, 86-летнего Джона Ка- ласа из Тулузы по подозрению в убийстве или соучастии в уду- шении собственного сына Энтони,
приговорили подвергнуть пыткам с целью принуждения к выдаче соучастников, после чего «изломать заживо на колесе,
нанеся последний удар после того, как он пробудет на нем два часа, а его тело сжечь в прах». Бывали случаи, когда таким способом казнили женщин. М. де ла Плейс упоминает, что в Брюсселе он видел, как на коле- се ломали молодую женщину,
обвиненную в убийстве мужа. Учи- тывая принадлежность к слабому полу, ей по ее просьбе разреши- ли надеть перед казнью блузу и панталоны из белого атласа. Брайан Эдварде описывает казнь подобного рода, которая происходила под окнами арендуемой им комнаты 28 сентября 1791 года во время мятежа в Сан-Доминго.
Двух человек ло- мали на подобии креста из "двух досок. Одному из них переби- ли руки и ноги в двух местах каждую, а потом прикончили ударом в живот.
Второму повезло меньше. Сломав ему руки и ноги, палач приготовился нанести смертельный удар, но тол- па остановила его криками «Стой!» и не дала ему закончить свое дело. Собравшиеся привязали мучающегося от боли уз- ника
к тележному колесу и подняли его в воздух, вкопав сво- бодный конец оси в землю. Полюбовавшись его страданиями
и позлорадствовав от души, они разошлись. Можно только га- дать, как долго длились бы муки этого несчастного, потому что «через сорок минут какие-то английские матросы, наблю- давшие за трагедией, придушили его из сострадания». Согласно Стедмэну, колесование заживо было одним из способов казни рабов, который практиковался в Суринаме во время его посещения
Гвинеи в конце XVIII столетия. Од- ну из таких казней он наблюдал собственными глазами.
В данном конкретном случае coup de grace, или смертельный удар, который был характерен для Европы и
прекращал пыт- ку, не наносился. После того, как негра надежно привязали к деревянному кресту, палач, тоже негр,
отрубил топором преступнику левую руку. Затем он взял тяжелый железный брус и сильными ударами
«размозжил ему кости вдребезги, так что мозг, кровь и осколки разлетелись по всему полю».
После этого веревки развязали. Еще живой преступник «сполз с креста, упал на траву и осыпал их всех проклятья- ми».
Потом он взмолился, чтобы ему отрубили голову, но в этой просьбе ему было отказано.
Еще шесть часов он продолжал жить в страшных мучениях, по истечении кото- рых смерть
избавила его от страданий, но лишь потому, что бедняге посочувствовал один из стражей
и раскроил ему го- лову прикладом мушкета.

 

Пытка сапогом

Наблюдатели того времени считали, что пытка сапогом причиняла «самую острую и жестокую боль в мире»
. Видеть, как человек подвергается таким мукам, было столь страшно, что, как пишет Бернет,
«когда предстояло применить сапог, что полагалось делать в присутствии совета, многие его члены просто разбегались».
По этой причине пришлось даже издать приказ, оговаривающий наличие в обязательном порядке оп- ределенного числа
членов совета, без такого приказа этот ор- ган просто прекратил бы свое существование.
Инструмент этой пытки представлял собой железный кор- пус, изготовленный в форме сапога, куда
помещалась обна- женная нижняя конечность от ступни до колена. Между телом и стенками приспособления вставлялись деревянные или ме- таллические клинья, которые затем забивали внутрь молот- ком. Клинья рвали плоть и зачастую ломали и дробили кости самым ужасающим образом, пытка продолжалась до тех пор, пока жертва не сознавалась. Редко случалось, чтобы кто-либо из тех, кто ей подвергался, не остался бы калекой на всю жизнь.
Сапог, похоже, не нашел широкого распространения в су- дах инквизиции Европы, хотя часто использовался в Англии и Шотландии. Джон Спрюэлл (Spruell), обвиненный в Эдинбурге в 1681 году в участии в заговоре с целью сверже- ния герцога Иоркского и упорно отрицавший свою о нем осве- домленность, был подвергнут такой пытке в присутствии гер- цога
Иоркского и многих других знатных лиц. «Палач поместил его ногу в приспособление, называемое сапогом, и вместе с каждым задаваемым ему вопросом нано- сил пять или около того ударов по клиньям...
Когда же этим добиться ничего не удалось, было приказано доставить старый сапог, поскольку используемый палачом новый оказался яко- бы никуда не годным. Принесли старый сапог, и узника под- вергли пытке во второй раз,
но он стоял на том, что уже гово- рил прежде. Генерал Делзайел (Delziel) во время второй пыт- ки высказал претензию относительно того, что палач недоста- точно сильно бьет по клиньям. На что тот ответил, что бьет изо всех сил, и
предложил генералу молоток, чтобы юн вместо него попробовал сделать это сам». В Шотландии также широко использовалось приспособле- ние под названием caspicaws(теплый чулок) или caschielawis.
Оно представ- ляло собой эквивалент зловеще знаменитого «испанского са- пога», железного футляра для
голени и ступни, оснащенного винтовым механизмом для сдавливания икроножной мышцы. В некоторых случаях его
раскаляли докрасна либо до, либо по- сле того, как в него помещали обнаженную ногу. Сама проце- дура в разных странах носила некоторые отличия, хотя прин- цип оставался неизменным повсюду. Согласно Питкейрну, в Шотландии бытовал обычай
помещать ногу в железный футляр, который после этого начинали постепенно раскалять при помощи переносной печи. По мере нагревания металла уз- нику задавали вопросы.
Боль была столь непереносимой, что жертва, как правило, была вынуждена сознаваться во всем, чего бы следователи только ни пожелали. Относительно применения этой пытки существует множе- ство свидетельств. В 1596 году таким способом вырвали при- знание у Элисона Бальфура и Томаса Пэлплы, хотя лишь по- сле того, как они перенесли страшные мучения.
Пэлплу, на- пример, «держали в caschielawis одиннадцать дней и одиннад- цать ночей, дважды в день на
протяжении четырнадцати дней его обнаженным пытали при помощи towis (жгутов), которые не оставили на его теле ни кожи, ни плоти». Женщины также не избавлены от пыток сапогом. 1 фев- раля 1631 года тайный совет в составе семнадцати членов приказал «подвергнуть Маргарет Уод (Wod) пытке сапо- гом в 10 часов утра в помещении мирского совета Эдинбург га. Во время пытки присутствовать совету в полном со- ставе». Эта пытка часто применялась в различных вариантах. В Отане (Autun), пишет Делакруа, использовались высокие сапоги, изготовленные из пористой кожи.
Обутую в такие са- поги жертву привязывали к расположенному у жаркого огня столу.
Затем начинали лить кипяток, который пропитывал са- поги и обваривал плоть на ногах узника.
В других случаях при- менялись чулки, сделанные из пергамента. Прежде, чем надеть на узника, их вымачивали, затем жертву
располагали в непо- средственной близости от огня. Высыхая, пергамент значи- тельно сокращался в размере и причинял при этом непереноси- мые мучения. Еще одна форма пытки сапогом была известна под назва- нием Brodequins. Узника усаживали на прочную скамью, с внешней и внутренней стороны каждой голени туго привя- зывали крепкой веревкой по две
деревянные дощечки подхо- дящей длины и ширины, затем обе голени в их «футлярах» связывали вместе.
После этого между двумя центральными дощечками молотком забивали деревянные или металличес- кие клинья.
В случае обычной пытки, обходились четырьмя клиньями, для строгой пытки их требовалось уже, восемь.
Желаемый эффект достигался тем, что крепящие дощечки шнуры врезались в тело, причиняя мучительную боль. Во многих случаях ломались или трескались кости. Пытка такого рода. широко практиковалась в Шотландии в XVII столетии.
Некий побывавший там англичанин, как отмечает Моурер («Краткое описание Шотландии»), рассказывает о ней так:
«Четыре узкие дощечки достаточной для голени длины и чем-то напоминающие те, которыми мы огораживаем сажен- цы от кроликов, сбивают вместе и втискивают со всех сторон клинья так туго, что они, не в силах терпеть боль,

обещают признаться во всем, только бы от нее избавиться».

 

 

«Дочка мытаря»

Это дьявольское приспособление использовалось в Тауэре Лондона для принуждения к признанию.
Оно применялось либо одновременно с дыбой, либо в чередовании с ней.
«Доч- ка мытаря» представляла собой прочную конструкцию в виде железного обруча, состоявшего из двух дуг на шарнирном со- единении. Жертву заставляли встать на колени и максимально подтянуть к ним корпус и руки. Палач,
пропустив ноги узни- ка в кольцо, становился коленями ему на плечи и пригибал его тело вниз до тех пор,
пока не удавалось соединить обе дуги у него на пояснице.
Муки, которые испытывала при этом жертва, должно быть,
оказывались непереносимыми, и нет ничего удивительного в том, что в большинстве случаев при- знание следовало еще до истечения срока (полтора часа), оп- ределенного для пребывания в этом приспособлении.
Утверж- дают, что задолго до этого кровь начинала хлестать из нозд- рей, рта, анального отверстия и даже иногда из рук и ног. Со- гласно записи в «Дневнике» Риштона, датированной 10 дека- бря 1580 года, два священника по имени
Томас Коттэм и Льюк Керби подвергались пытке «Дочкой мытаря» в тече- ние более часа. У Коттэма, говорится в ней, «открылось обильное кровотечение из носа».

 

 

 

adonay@narod.ru

Сайт управляется системой uCoz